Перейти к содержанию

Трудно быть Богом (2013)


Бякс

Рекомендуемые сообщения

http://art.gazeta.kz/preview/typephoto/image23725.jpg

 

Трудно быть Богом

 

Годы съемок: 1968 - 2012

 

Год выхода: 2013 (Канны), 2014 (широкий экран)

 

Жанр: Историческое кино, фантастический соцреализм, артхаус

 

Режиссер: Алексей Юрьевич Герман (RIP)

 

==================================================================================================

 

Наконец дошли руки написать развернутую рецензию. Основная мысль для тех, кто не любит читать рецензии:

 

Это очень хорошее кино. Почти документальное. И жуткое до отвращения.

Но это не "Трудно быть Богом".

 

Теперь для более въедливых масс:

 

Лично я ждал это кино ровно семь лет. Терпеливо мониторил прогресс, крошечные кусочки рабочего материала, прочел и вызубрил все доступные интервью с Алексеем Юрьевичем. Должен сказать, уже тогда мнения сложились очень противоречивые. В отличии от Стругацких, которые в своем цинизме соблюдали четкие границы (что не удивительно, каждый новый роман и без того приходилось протаскивать сквозь тесные ряды советских цензоров), Алексей Герман давным-давно заслужил себе автономию черезвычайно жестким характером, умением снимать максимально реалистичные сцены и тотальным презрением к мнению Фонда Киноакадемии. Возможно, именно по этой причине за свою жизнь он снял довольно мало картин, а итоговый шедевр пролежал на полке два десятилетия. За время съемок он успел трижды потерять и восстановить финансирование, отснять километры пленки - и даже умереть. Светлая память.

 

В итоге, я стал одним из первых рядовых зрителей, увидевших картину в прокате на большом экране. Не пожалел для этого полтыщи кровных - мертвякам припарки, однако на экраны фильм выводил уже сын покойного режиссера, приятно знать, что хоть пара рублей осядет в его кармане - ни здоровья, которое последнее время пошаливает. В Москве фильм пускают единичным сеансом с 22.00 и далеко не во всех кинотеатрах... Что не удивительно.

 

Сразу скажу тем великовозрастным долботрясам, которые придут на сеанс с маленькими детьми (а таких я наблюдал) - опомнитесь. К концу фильма зал покинула добрая половина даже взрослой аудитории, не выдержав творящегося на экране.

 

Теперь о самой картине. Очень сложно быть объективным и не мешать личные переживания с фактами, но я постараюсь:

 

Фильм вышел непростым. Во-первых, попраны все законы съемок, что затрудняет восприятие современного зрителя. Картина подана как документальная запись с камеры наблюдения, очевидно кого-то из землян, владельца стандартного для сотрудников Института "золотого обруча". Что это значит? Чудовищно крупные планы. Порой объектив залезает буквально в ноздри/глаза/анус актерам. Посмотрите трейлер, уже в нем довольно наглядно показана эта особенность. Общих планов практически нет, в кадре всегда тесно, мельтешат куры и мыши, половину экрана занимает какая-нибудь кадка или горшок, заслоняя просмотр. И это было бы вполне уместно, если бы не занимало 98% картины.

Повествование выдержано в рваном, отрывочном стиле. При этом факты, события, имена и действия страшно перемешаны. Я знаю роман от корки до корки, и то в некоторых местах впадал в ступор. Людям же, не знакомым с оригиналом, будет затруднительно понять вообще что-либо. Персонажей редко называют по именам (а то и не называют вовсе, как это было с Кирой).

Никто из знакомых вам книжных героев не остался прежним. Герман умудрился вымазать добротным говном всех и каждого, начиная от благородного дона Руматы в исполнении еще молодого и талантливого Ермольника, до нежной и хрупкой Киры, превратив последнюю в циничную шлюшку, одержимую идеей залететь от благородного потомка бога.

Картина временами поражает даже искушенного зрителя. Черно-белые фекалии сочатся из каждой жопы, грязь смешивается с мочой, персонажи систематически блюют и харкают кровью. Я внимательно наблюдал - ни один герой не съел за весь фильм и грамма пищи, все взятое в рот тут же смачно сплевывается на пол. Нам не стесняются демонстрировать хуи и пёсды, в том числе и конские, дикие ранения и кишки, выволакиваемые из живота.

Зная, что все это настоящее - Герман презирал реквизит, заставляя актеров ссаться и срать на камеру, а также блевать вполне натуральной блевотиной, да и кровь с кишками использовал из отходов ближайшей фермы - становилось дурно.

 

Декорации и костюмы выполнены на высшем уровне. При общей фантасмагоричности происходящего не было ни одной сцены, где Станиславский мог бы взять слово.

 

Тем не менее, за реализм и авторскую подачу я хотел бы сказать режиссеру огромное спасибо. Если бы он не брался перекраивать культовый роман, если бы просто снял свою историю в мрачной феодальной клоаке - аплодисментам сквозь слезы не было бы конца. Что же мы имеем на выходе? Чрезвычайно темную, страшную и жестокую историю падения нравов благопристойного землянина, из которой с корнем вырезана вся глубина и личностные переживания. Актеров заставляют раз в сорок минут произносить случайные фразы из книги, зачастую путая роли. Тем не менее, финал получился стоящим, кино - увлекательным, сцена с "сердцем спрута" - заслуживающей премии.

 

К просмотру людям впечатлительным и ранимым строго запрещаю. Всем остальным - обязательно для духовного развития.

Изменено пользователем Юл Голем
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и вот зачем? Зачем вообще снимать кино, которое не будут смотреть? Да ещё и трогать своими "артхаусными" руками "трудно быть богом", который требует многомиллионный бюджет, для раскрытия полной картины происходящего.

P.S. Ярмольник никогда не был талантливым актером, ни в молодости, ни сейчас:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Ожидал увидеть что угодно, но не это мелькание чегото серобелосерого на экране. Именно так прошли первые десять минут просмотра. Я понял, что кроме этого копошения воспринять больше ничего несмогу....

Вспомнились превидущие работы маэстро- Проверка, Лапшин, 20 Дней. Минимализм был уже тогда но......Шедевры!

Что ж изменилось? Алкоголь, наркотики старость, ...ооо старческий маразм... Восприятие действительности пораженным недугом мозгом, снятый мастером. Отличный обучающий фильм для медиков.

 

На этом можно былобы поставить точку, но "Человеческую многоножку" всерьез смотрели на разных тусовках. Маразм крепчает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ценители кинематографа в кулуарах говорят, что это говно редкое

прекрасная книга, ждал фильм, но даже смотреть не буду

Изменено пользователем usolo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фильм бы не перестал быть объектом искусства, добавь они в него пару опорных точек для простых зрителей. Как вариант, в кач-ве адекватных диалогов землян.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Очень забавная вещь получилась, немногим слабее по эффекту чем Зеленый Слоник :-D

 

Перед просмотром фильма как раз прочитал повесть, но понять что творится на экране практически невозможно. И проблема не в том, что в 98% случаев экран закрывает говно и вымазанные в говне вещи САМЫМ КРУПНЫМ ПЛАНОМ, а в том что эти 98% не содержат сюжета. Где происходит действие понять невозможно, персонажи один отвратительнее другого, но разбираться кто из них кто просто нет никакого желания. Говно ради говна. Причем меня терзают смутные сомнения, что даже в самые темные века человечество никогда не жило в таком говне. Прямо говнофантастика какая-то.

 

Окей, нам показали как люди обмазываются говном, сморкаются друг на друга и вытирают руки, плюются и тыкают друг другу в рожи всякие предметы. И что дальше?

 

А ничего. Сплошное говно. Действие почти отсутствует, а то что есть, не выглядит как действие вообще. В камеру тыкают факелом, камера показывает какую-то невероятную мешанину предметов, в глаза нам заглядывают разные люди, кто-то копается в говне, кто-то обмазывается говном... Зачем это? Это часть сюжета? Нет. А вон тот чувак, крутящий меч на заднем плане - часть сюжета? По идее таки да, но по факту нет. Просто один из кучи бессвязных эпизодов, суть которых понятна только если водить пальцем по тексту книги.

 

Конечно, с этим мерзостным ощущением тотального отвращения режиссер работает довольно мастеровито, то наращивая эффект, то немного отпуская. Наверняка в кинозале в определенные моменты люди матерились. Но нельзя же, мать твою, затевать все кино только с одной этой целью!

 

 

 

Нащет попрания канонов съемки... пожалуй, это единственное, что заставило меня смотреть до конца. Долгие крупные кадры, которые мне по компоновке видятся гениальными и технически совершенными. Игра актеров потрясающая, ничего похожего у нас уже давно не снималось. Короче, шедеврально... до тех пор пока не начинаются сложные съемки с боевыми действиями. Тут режиссер оказывается совершенно беззубым и на поверхность всплывает старая истина о том, что сначала нужно научиться снимать как Мейерхольд, а потом уже делать первоклассное голливудское говно.

 

К сожалению, от замысла Стругацких не осталось вообще ничего, сюжетно фильм очень слаб, совершенно беспомощен. Угроблена прорва человекочасов, а в итоге - бессмысленная каша с серьезными потугами на СПГС для фанатов оригинального произведения, к которым я себя не приписываю.

 

 

ps

Если вдуматься: Каммерер и Румата - фактически плоды одной и той же культуры снисходительного и впереди_вселенной_идущего межпланетного счастливого коммунизма. А какие разные характеры получились у Германа и Бондарчука :-D

Изменено пользователем Картман
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...