Снорукав

Снорукав

Снорукав

Размышления брата Веба о природе явления, известного под названием «Снорукав»

О Снорукаве.

Знакомясь с полуофициальным Лором, вы наверняка неоднократно встречали термин «Снорукав», он же Рукав Снов/Грез, он же Dreamsleeve. Несмотря на то, что технология использования Снорукава, судя по всему, является повсеместной в Нирне, до сих пор мало кто задавался вопросом о природе происхождения и существования этого феномена в мире Свитков.
Данная статья — не более, чем попытка собрать воедино разрозненные упоминания о снорукавных технологиях и с их помощью дать хотя бы частичный ответ на вопрос «Чтo этo такое?».

Первое определение Снорукава, на котором мы остановимся, принадлежит Майклу Киркбрайду:

«Рукав снов» украден из изящного слова, что Кен составил для Баттлспайра. Рукав сновидений — это проводник для передачи специальных сообщений. В основном используется чокнутыми магами и имперскими клерками. Что-то вроде МайСпейса… только что бы достичь его, кому-то надо постоянно медитировать хотя бы частью рассудка, так как один аспект этого проводника — это его способность переноса образов еще не «реальных» концептов."

Здесь мы видим, что Рукав Снов может быть использован для телепатии, являясь весьма своеобразным аналогом сетевого протокола.
Первое слово, приходящее на ум, при произношении «Телепатия» и «Чокнутые маги» в одной фразе — псиджики. Использование последними телепатии — факт общеизвестный, равно, как и то, что основной магической школой, изучаемой там, является Мистицизм — старшая и самая хаотичная из всех школ.

Как известно из игрового описания, заклинания Школы Мистицизма придают силам иного мира форму и направленность, чтобы заключать души в драгоценные камни, или же телепортировать тело заклинателя, или управлять вещами при помощи телекинеза, а также поглощать или отражать магическую энергию, или видеть незримое на расстоянии.

Из этого перечня возможностей нас, в первую очередь, должны интересовать возможности видеть незримое на расстоянии и телепортироваться. Что может быть более незримым, чем мысли другого человека? И нет ничего невероятного в том, чтобы предположить, что человек, склонный к мистицизму, да еще и выросший в мире, пропитанном магией, будет способен прочесть чужие мысли. Равно как является логичным и предположение о том, что среди нескольких мистиков, собравшихся вместе, подобный феномен должен был быть быстро замечен и использован для блага собрания в целом.

Вопрос, кто является изобретателем, на мой взгляд, малозначителен. Судя по тому, что технологию снорукавной телепатии способны использовать имперские клерки, в силу профессии обычно не достигающие сколь-либо значительных успехов в изучении магии (вспомните господина Скотти из «Танца в Огне», к примеру), можно смело сказать, что неструктурированное использование Мистицизма в подобных целях началось очень и очень давно. Но да, заслугу структурирования все равно придется отдать псиджикам, так как это попросту исторический факт.

Должен оговориться: чтение чужих мыслей, как наблюдение за незримым, вряд ли является наблюдением за нейронными процессами головного мозга (так как мы предполагаем, что житель Нирна биологически по крайней мере сходен с жителями нашей планеты). Надо думать, ясновидящие Нирна способны и на подобное, вот только полезной информации из подобного наблюдения, в силу полной неразвитости медицинской науки в нашем смысле этого слова, извлечь не могут.

Остановимся на этом словосочетании: «один аспект этого проводника — это его способность переноса образов еще не „реальных“ концептов.»

Еще не «реальных», надо думать, следует понимать, как еще несформировавшихся в том или ином обличии. Это концепты и символы, которые еще не были оформлены в слова или зрительные образы, находящиеся не столько в голове субъекта (там-то как раз электромагнитные импульсы в нейронных сетях), сколько в некоем потаенном месте. Место это существует скорее не как материальная субстанция, а как некая условная отметка там, где нерожденная еще мысль, прежде, чем оформиться в любые символы любого языка, становится смутным образом рождающейся идеи. Становится сном на грани пробуждения, стремящимся сбыться в форме слов, или зрительных образов.

Что ж, перечитаем еще раз определение: «заклинания Школы Мистицизма придают силам иного мира форму и направленность.»

Под иным миром, надо думать, подразумевается Этериус, сокровищница чистой, неоформленной еще креатии/божественного света/ магики.

Традиционная нирнская космология утверждает, что Этериус от Нирна отделяет Пустота Обливиона. Таким образом, вся магия, существующая в смертном мире есть либо дарование звезд, просвечивающих через Забвение или энергия солнечного бога Магнуса, либо связана с Обливионом и являет собой ту же изначальную креатию, искаженную влиянием Лордов Забвения. Однако же, любой человек, который знаком со словом «Псиджик», должен быть осведомлен и о том явлении, что дало им это название. Речь о Невыразимом Стремлении, PSJJJJJ, которое орденом связывается с Падомаем, деятельным началом во всех вещах и душе каждого.

Падомай важная, да что там, важнейшая из сущностей и в традиционной космогонической мифологии Нирна, где ему отведена роль все той же причины изменений. Любых изменений.

Однако, в отличии от традиционных мифологических систем, где старшие Боги после завершения творения мира либо отходят от дел, либо умирают (нирнская мифология по большей части склоняется к этой интерпретации), псиджики и их последователи, похоже считают, что сотворение Серого Может Быть — процесс, не прекращающийся ни на мгновение.

И вполне естественно, что инициатором этого вечного процесса они продолжают считать Падомая, отца Изменения. Его двойнику, Ану, они отводят куда более скромную роль, в чем вы можете убедиться, еще раз перечитав «Мономиф». Ану, определяемый как «душа всех вещей», для последователей Старой Школы и ее ответвлений — не более, чем необходимая противоположность Стремлению. Это та точка приложения силы, благодаря которой Стремление может осознать себя как действие и как действующее лицо. При том, что технически Ану просто пустота, в которой могут уместиться все возможные формы сущностей и пустота, из которой эти формы и создаются Невыразимым Стремлением.

Вы скажете: «Эй, постойте-ка, я точно знаю, что взаимодействие этих двоих создало Серое Может Быть, Аурбис. При чем здесь Снорукав?»

На этот вопрос довольно просто ответить, если мы вспомним, что до появления Акатоша времени, в привычном нам понимании, не существовало. Было скопище ситуаций и данностей, причин и следствий, символов и сущностей, следующих друг за другом не по схеме «начало-середина-конец», но по принципу образов и подобий, ассоциаций.

Какие-то связи, могущие считаться логическими, надо думать, существовали и тогда, в конце концов, логическое мышление — подвид ассоциативного, но отсутствие времени не позволило бы никакому наблюдателю сказать, что одно положение приводит к другому. С другой стороны это же отсутствие времени позволило бы все тому же наблюдателю вовсе не беспокоиться о подобном, так как вся Вечность со всеми имеющимися в ней данными была доступна для обозрения. Но, увы, не для понимания.

Появление же Акатоша (и его двойника Лорхана), по традиционным представлениям, приведшее к гибели Ану и Падомая, способствовало появлению причинно-следственных связей. Одни вещи рождали другие, а те уничтожали третьи. Это был уже тот смертный мир, который мы знаем.
Со временем подобное положение вещей позволило появление в этом мире существ, обладающих сознанием. Я не буду сейчас останавливаться на вопросе, каким именно образом это произошло: различные региональные трактовки позволяют считать людей и меров как потомками богов или подобных им Эльнофи, так и нестабильными, вечно меняющимися животными, упорядоченными И’ффри.

Для моего рассуждения куда более важен тот факт, что сознание смертного, человека, мера или представителя зверорас, будучи результатом взаимодействия конечных в смертном мире процессов, тем не менее, способно если и не на осознание вечности (для этого бы ему пришлось очень подрасти), то, по крайней мере, на моделирование логического ряда, следующего не только от причины к следствию, но и напротив, позволяющего, исходя из текущего положения вещей, расследовать причины этого положения.

В какой-то мере это можно считать первой победой мыслящего существа над страхом собственной смерти — из таинственного и окончательного завершения всего, смерть стала просто результатом сложения факторов, присущих жизни.

Из осознания этого факта берут начало многие и многие системы познания и верований, чья конечная цель — победа уже не над страхом смерти, но над смертью, как таковой. Вопрос достоверности и правильности этих систем в этом исследовании не рассматривается, так как в конце концов, мы говорим о вымышленном мире.

Однако, если непреложность смерти и законы, по которым она действует в мире смертных, в общем-то лежали на поверхности, в области непосредственного наблюдения, то вопрос о источнике жизни по прежнему оставался (и остается) тайной за семью печатями.

Одни ставили в этот цeнтр Создателя, как скаалы; другие, бывшие альтмерами, говорили о дихотомии Времени — Акатоша, с его свойствами в равной мере порождать и разрушать. Псиджики и многое заимствовавшие у них велоти пошли несколько иным путем. Они заявили, что истинного символизма цeнтра нет и быть не может (что с другой стороны, значит, что цeнтр может быть где угодно).

Судите сами — из изначальных Сущностей у нас с одной стороны только Пустота, для которой также невозможно создать истинный символ, поскольку для создания символа нам необходимо место, где он мог бы находиться, материя, которой он мог бы быть выражен и значение, которое он выражает, то есть, еще один символ. Как только мы сложим эти три составляющие воедино, никакой Пустоты у нас не получится, получится только символ, идеограмма, выраженная тем или иным способом, будь то змея, кусающая себя за хвост, либо, к примеру, древо, чьи корни являются его же кроной (да-да, о Хист мы тоже поговорим в другое время).

С другой же — Стремление, совсем не зря зовущееся Невыразимым и Неисчислимым. В самом деле, из всех символов той побудительной силы, что заставляет нас прилагать усилия к чему бы то ни было, желать изменений и претворять их в жизнь, продолжая ее даже ценой существования носителя этих побуждений, мне, как жителю Земли, известен только один, который я могу назвать истинным. В Нирне же его не знал [почти] никто.

А теперь сделаем первый вывод из вышесказанного: то, что вещи и символы материального мира в нашей системе изначально являлись ничем, должно было привести мысль ислледователей если не к мысли о иллюзорности материального мира и сопутствующих ему страданий (в самом деле, Неисчислимое Стремление не может быть раздроблено на меньшие части, которых вы можете лишиться и испытать от этого боль, а вот материя на том и стоит), то по крайней мере, к идее о превосходстве духовных усилий над материальными. Понятно, магическая природа Нирна весьма к этому располагала, что и привело к появлению сперва Мистицизма, а потом и прочих школ магии.

То же, что мистицизм использовался для взаимодействия с еще не оформленной ни в какие формы и концепции субстанцией «иного мира» вкупе с данным в начале этой статьи определением Снорукава заставляет думать, что последний есть просто невыразимый путь Невыразимого Стремления до начала любых вещей и сопутствующего их бытию разделения. Путь, пролегающий за пределами времени и пространства и, тем не менее, заполняющий и их, так как они, по большому счету, его «дети», ограниченные тем или иным способом.

Таким образом, используя магию, любую магию, заклинатель попросту приходит к тождеству своего индивидуального сознания и той системы, что где-то до сих пор именуется Больной Божественной Головой, не могущей отрицать никакую возможность. Понятно, что вместить в себя Неисчислимое Усилие целиком — задача почти непосильная для смертного. Случись такое — и с ним либо случилось бы то же, что с двемерами, либо он достиг бы ЧИМ, как минимум. Однако те части не «реальных» еще концептов, что претворяются заклинателем в жизнь — такой же дaр Падомая смертным, как и весь мир, в котором они обитают. Если хотите — это дополнение к этому миру, инверсия ограничений, совокупностью которых он является.

Техническая же стороны вопроса, то есть, ответ на вопрос, каким же образом осознание подобного позволяет телепатию и телепортацию тоже не столь уж сложен.

В конце-концов, мы говорим о людях живущих в магической вселенной, где проникновение в подсознательное (да-да, та самая система неоформленных еще концептов) есть проникновение в изначальное. В мир, лежащий за пределами любых ограничений. Туда, где рождается любая мотивация.

Псиджикам, с их медитативными практиками, надо думать, было не так уж сложно добраться туда, оставаясь в сознании, что и объясняет появление практик телепортации и телепатии.

В самом деле, для заклинателя, пребывающего в этом месте, Снорукаве, хотя бы частью сознания, временные и пространственные ограничения не представляются столь уж важными (так как мистик попадает в цeнтр, которого не существует и который может быть где угодно), что позволяет ему выбрать любое место назначения при телепортации, которая в таком случае есть просто выход из этого состояния. То, что обычно в таких случаях используются заклинания пометки и возврата говорит всего лишь о том, что простым смертным попросту не хватает сил для полностью свободного перемещения. У псиджиков, судя по эпизоду с оком Магнуса, таких проблем не наблюдается.

Телепатия же, на мой взгляд, есть плод практики, при которой заклинатель, вступивший в это течение, способен оставить в нем свои собственные концепции, которые другой заклинатель способен обнаружить, используя для его нахождения так называемые мыслекоды (к примеру, тиброловое древо на фоне заката вкупе с испытыванием ностальгии).

Подобная практика, насколько вы можете судить, не является запредельно сложной для любого жителя Нирна, получившего хотя бы базовое образование, что и объясняет ее широкое использование.

Более сложные практики, вроде странствия через Снорукав с помощью мегаломотыльковых кораблей, я пожалуй, приберегу для следующего исследования. В конце концов, это будут слова уже не о самом Рукаве Грез, а о частном случае его использования.

  • Комментариев: 3
  • Участников: 3
  • Статистика

Обсуждение в комментариях