Айлейды

Айлейды

Айлейды

«Из огня — жизнь. Из света — магия».

Где владетельные братья, где былое своеволье тех времён,
Когда всякий без изъятья исполнял их злую волю, как закон?
Где спесивец самовластный, процветанье без предела, где оно?
Может там, где день ненастный, чуть заря зарозовела, уж темно?

Где они, сокровищ груды, раззолоченные залы и дворцы,
Драгоценные сосуды, и чеканные реалы, и ларцы?
Галуны, шитьё и гарус, и уздечки, и султаны, чья краса
Безвозвратно затерялась? Где вчерашние туманы и роса?..
— «Строфы на смерть отца»,
Хорхе Манрике

Айлейды («дикие эльфы» или «хартлендские высокие эльфы») были первой расой, создавшей в Тамриэле свою империю. Они правили Киродиилом бессчетное количество лет. Их язык, айлейдуун, восходит к алдмерису, языку альдмеров. Айлейды были основателями Имперского города, который именовался ими «Храмом Предков». Как бы то ни было, их империя была разрушена в начале Первой Эры. Хотя считается, что поселения айлейдов сохранились в глуши в каждой провинции Тамриэля, случаи их обнаружения были крайне редки, а в Третью и Четвертую эру и вовсе сошли на нет.

Тем не менее, Киродиил и прочие земли, куда достигала власть айлейдских владык, усеяны руинами их построек. Эти подземные города смертельно опасны для путников из-за обилия еще действующих ловушек, разного рода чудовищ, нежити и преступников. Вместе с тем, эти лабиринтообразные сооружения из белого камня, от крошечных поселков до огромных метрополий являются поражающим воображение произведением архитектурного искусства.

Айлейды были искушены в магических науках, о чем свидетельствуют находимые в упомянутых руинах артефакты, — к примеру, камни, наполненные магической эссенцией, собранной с небес. Помимо того, они были сведущи в том, что позже назовут школой Изменения: есть сведения, что айлейды были искусны в чарах изменения формы и левитации.

Что же касается их внешнего вида, то, как и все меры, высокие эльфы Хартленда были худощавы, остроухи и обладали угловатыми чертами лица. Цвет их кожи был более светлым, чем у данмеров, но они были смуглее, нежели их кузены с островов Саммерсет. Их культура хранила много древних рун и магических приемов Эльнофей Эры Рассвета, забытых другими родами эльфов.

Мотыльковые прорицатели предрекли, что гордыня айлейдов принесет горькие плоды, но пророчество было проигнорировано, а дикие эльфы встретили свою гибель.

История

История айлейдов начинается с тех эльфов, что покидали острова Саммерсет, создавая колонии в центральных и юго-западных землях Тамриэля. Заселение Хартленда начинается в среднюю Меретическую эру, после того, как кормчий Топал со своей экспедицией изучил эти земли. Во многих случаях, переселенцы руководствовались желанием уйти от альдмерских законов, запрещавших поклонение даэдра. Хотя большая их часть осела в Киродииле, известны и другие ветви айлейдов. Например, барсебические айлейды, перебравшиеся в Чернотопье и основавшие там города, чьи изначальные названия утеряны в ночи времен. Мы же знаем их как Гидеон и Штормхолд.

Согласно записям Топала Кормчего, в Киродииле в то время обитал дружелюбный птицеподобный народец, но он бесследно исчез со страниц истории, очевидно, вытесненный айлейдами, чья культура пышно расцвела вдали от Алинора. В последнем тысячелетии Меретической Эры, поклонение даэдра широко распространилось среди обитателей Хартленда. Культы даэдрических лордов, расползшиеся по Киродиилу, стали не просто терпимыми, но главенствующими. В отличии от кимеров, покинувших Саммерсет в конце Средней Меретической Эры, айлейды не делали различий между «хорошими» и «плохими» даэдра. Даже самые зловещие лорды даэдра имели множество поклонников, в число их почитателей входили айлейдские правители и аристократы.

Айлейды заключали сделки с даэдра ради могущества, благословений и прочих выгод. Они вызывали целые армии даэдра ради завоеваний и укрепления своей власти. В древнейших легендах киро-нордов Шезарр, сражавшийся на стороне людей против эльфийского гнета исчез, чтобы помочь людям где-то еще. А без его помощи айлейды разбили и покорили людей Киродиила. Сначала случаи обращения недийских народов в рабство были единичными, но вскоре стали систематическим явлением, прочно войдя в систему айлейдского общества. Высокие эльфы Хартленда контролировали все земли нынешнего Киродиила, угнетая недов на протяжении поколений. Помимо людей, айлейды держали в рабстве и зверорасы.

Пример нордов на севере вдохновил Алессианское восстание рабов в 242 году Первой Эры. Восстание привело к гражданской войне среди самих айлейдов, и многие владыки диких эльфов присоединились к силам Алессии. Союзники Алессии были по большей части почитателями аэдра, что позволяет сказать, что причиной раскола среди эльфов стали религиозные различия.

Скайрим, к слову, прислал на помощь восставшим немалые силы, которые также сыграли немалую роль в свержении господства айлейдов. Всего за год Королева Рабов Алессия и ее союзники захватили Башню Белого Золота, основали Алессианскую Империю и обеспечили дальнейший переход власти от меров к людям.

Поздний айлейдский период

Восстание Алессии стало гибельным для айлейдов. Легенды говорят, что целые их поселения были вырезаны защитником Алессии, Пелиналом Вайтстрайком. Хотя айлейды обитали в Киродииле еще несколько столетий, падение Башни Белого Золота в 243 году Первой Эры стало началом их упадка. Башня превратилась в дворец Алессии и ее потомков и остается таким и ныне. Область Бравила стал одной из последних, захваченных войсками Алессии. Силам людей под предводительством Бравиллия Тасуса потребовалось четыре кампании, чтобы очистить эти земли от войск противника. В ранние годы существования Алессианской империи было запрещено поклонение даэдра и проводилось уничтожение айлейдов-даэдропоклонников.

Айлейдская культура сохранилась в вассальных Алессии городах-государствах тех айлейдов, что почитали аэдра, но растущее недовольство людей влиянием на Империю эльфийского дворянства привело к основанию Маруком так называемого Алессианского ордена. В 361 году алессианцы захватили власть в Империеи и утвердили Алессианские Доктрины в качестве основного закона. Айлейдское дворянство было удалено от двора. Для исполнения этого решения уже не потребовалось особого насилия: баланс сил складывался настолько не в пользу эльфов, что большая часть остававшихся в Империи айлейдов предпочла попросту покинуть ее пределы, присоединившись к эльфийским общинам Хай Рока и Валенвуда. Есть мнение, что исход айлейдов из Киродиила стал причиной укрепления Гегемонии Диренни в Хай Роке. Если оно оправдано, то можно сказать, что меры отомстили людям: именно война с Диренни подорвала могущество Алессианского ордена и привела его к падению.

Немногие айлейды, оставшиеся в Киродииле, служили в качестве наставников нарождающемуся дворянству людей. Единственное оставшееся королевство диких эльфов, Неналата, в последний раз упоминается в летописях в 482 году Первой Эры. Записи относятся к битве при Гленумбрийских топях. После битвы последний король айлейдов, Лалориаран Динар был отброшен к Неналате, откуда его с остатком войска обманом заманил в Хладную Гавань лорд даэдра Молга Бал. Что произошло с ними впоследствии — неизвестно, но это событие ознаменовало окончание Позднего айлейдского периода. Больше никогда высокие эльфы Хартленда не представляли собой политическую или военную силу на исторической арене.

Вполне вероятно, что какие-то племена айлейдов продолжают жить в глубине лесов Киродиила и сейчас, но последним сообщениям о встречах с эти народом более тысячи лет.

Общество

В культуре айлейдов невозможно переоценить значения «Храма Предков». Айлейды построили его в подражание Адамантиновой Башне и создали Чим-эль-Адабал (который, как они верили, был сгустком крови Лорхана), чтобы обеспечить свою башню Основным Камнем. В храме хранились Десять Предков, священных для айлейдов статуэток. Во время осады Башни Белого Золота силами Алессии эльфы вывезли их оттуда, чтобы сохранить. Эти статуэтки пребывали порознь до конца Третьей Эры.

Айлейды часто украшали себя перьями и магическим бисером. Считается, что они были «одержимы» числом восемь (что может объяснить, почему в Алессианский пантеон вошло восемь божеств).

Люди, по большей части, считают, что утрата айлейдами влияния и их вымирание — хорошие события. У потомков рабов сложились отнюдь не лучшие представления о расе поработителей их предков. Ученые людей указывают на высокомерие и жестокость айлейдов как на характерные черты этого народа, ставшие причиной его падения. Рабы использовались в обществе айлейдов повсеместно: в сельском хозяйстве, строительстве, поддержании в рабочем состоянии инфраструктуры эльфийской империи, развлечениях. Согласно легендам, дикие эльфы превратили пытки в искусство, которое доставляло особенно много удовольствия айлейдам-даэдропоклонникам.

Вообще, в тех регионах Хартленда, где почитали наиболее отвратительных даэдрических лордов, рабам приходилось горше всего. Сохранилась память о таких айлейдских развлечениях, как «стенающие колеса», «сады кишок», «скульптуры из плоти». Ради потехи людей насильно заставляли принимать галлюциногены, а популярной ночной забавой был «тигриный спорт», включавший в себя заклание человеческих детей.

Немалый вес в устройстве общества айлейдов занимала магия. Айлейды считали Нирн состоящим из четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и света (в более поздних представлениях место света занял огонь). Самой возвышенной формой материи был звездный свет, поскольку звезды были мостом между Мундусом и Этериусом. Некоторые разновидности айлейдских чар использовали силу погоды. Дикие эльфы использовали этерические фрагменты, падавшие с небес, такие, как метеоритное железо, чтобы создавать вместилища для энергии звездного света. Эти «айлейдские источники» разбросаны по всему Киродиилу и до сих пор могут быть использованы магами, чтобы восстановить магические силы. Принцип их размещения остается тайной, и ни один из них не связан с каким-либо айлейдским поселением. Куски метеоритного стекла они называли велкиндскими камнями (буквально «детьми неба») и использовали как хранилища магической энергии, равно как и камни варла («звездные камни»). Эта технология была еще нова, когда Алессианское восстание положило конец цивилизации высоких эльфов Хартленда. Некоторые из этих камней были способны записывать и высвобождать воспоминания, но их чрезмерное использование приводило у смертных к «проблеме емкости».

По мере того, как королевства айлейдов рушились, те все более и более приспосабливались к сельской и, возможно, и кочевой жизни. Если айлейды существуют и сейчас, то живут они, таясь от всех прочих рас. Айлейдский мудрец Тьюрхэйн Фирр (1Э 2790 — 2Э 227) подробно описывал состояние культуры современных ему айлейдов. Согласно Фирру, дикие эльфы жили племенным строем, где каждое племя не было похоже на другое. Айлейдские поселения в Чернотопье значительно отличались от хартлендских. Восстание Алессии их не затронуло. Остается неизвестным, какая судьба постигла диких эльфов Аргонии.

Немалый вес в устройстве их общества занимала магия. В соответствии с религией высоких эльфов, айлейды считали Нирн состоящим из четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и света (в более поздних представлениях место света занял огонь). Самой возвышенной формой материи был звездный свет, поскольку звезды были мостом между Мундусом и Этериусом. Некоторые разновидности их чар использовали силу погодных условий. Дикие эльфы использовали этерические фрагменты, падавшие с небес, такие, как метеоритное железо, чтобы создавать вместилища для энергии звездного света. Эти «айлейдские источники» разбросаны по всему Киродиилу и до сих пор могут быть использованы магами, чтобы восстановить их магические силы. Принцип их размещения остается тайной, и ни один из них не связан с каким-либо айлейдским поселением.

Куски метеоритного стекла они называли велкиндскими камнями (буквально «детьми неба») и использовали как хранилища магической энергии, равно как и камни варла («звездные камни»). Эта технология была еще нова, когда Алессианское восстание положило конец цивилизации высоких эльфов Хартленда. Некоторые из этих камней были способны записывать и высобождать воспоминания, но их чрезмерное использование приводило у смертных к «проблеме емкости».

По мере того, как королевства айлейдов рушились, те все более и более приспасабливались к сельской и, возможно, и кочевой жизни. Если айлейды существуют и сейчас, то живут они, таясь от всех прочих рас. Айлейдский мудрец Тьюрхэйн Фирр (1Э 2790 — 2Э 227) подробно описывал состояние культуры современных ему айлейдов. Согласно Фирру, дикие эльфы жили племенным строем, где каждое племя не было похоже на другое.

Айлейдские поселения в Чернотопье значительно отличались от хартлендских. Восстание Алессии их не затронуло. Остается неизвестным, какая судьба постигла диких эльфов Аргонии.

Религия

О религии айлейдов известно немного. Они начинали, как разрозненные группы поселенцев и никогда не были полностью едины в своих убеждениях. Историкам они известны как «безбожники» или как «даэдропоклонники», хотя за исключением последнего тысячелетия Меретической эры общество айлейдов склонялось к почитанию аэдра, а не даэдра. Учитывая роль магии в устройстве их общества, неудивительно, что во множестве айлейдских городов особо почитался Магнус, бог магии. Ученые также считают, что лорд даэдра Меридия, которой под именем Мерид-Нунды поклонялись дикие эльфы, представляет наиболее священный элемент света. Когда в силу вошли культы даэдра, айлейдские королевства не оставили почитания аэдрических сил. Многие из киродиильских рабов стали почитать божеств-аэдра, подражая верованием своих хозяев, что стало причиной того, что Алессия включила эльфийских богов в созданный ей пантеон Восьми Божеств.

Айлейдские статуи Киродиила изображают орла, поднимающего с земли фигуру, держащую лук и щит. Лук и щит — оружие аэдра Аури-Эля. У альтмеров орел символизирует аэдра, а айлейды, разумеется, наследовали их понимание символов.

  • Комментариев: 2
  • Участников: 2
  • Статистика

Обсуждение в комментариях