ESO: год спустя от Runhent

ESO: год спустя от Runhent

Дай угадаю… кто-то украл твой сладкий рулет?
Неизвестный стражник

Год назад свет увидела очередная, на этот раз не нумерованная часть саги The Elder Scrolls — с говорящей припиской «Online». Сколько споров она породила — и среди фанатов серии, и среди поклонников MMORPG… Что же случилось с момента допуска игроков в Тамриэль по сегодняшний день? Рассмотрим эту игру в сравнении с одним из самых известных блюд Нирна — сладким рулетом!

Бесплатный рулет бывает лишь в мышеловке?

Бета-тест, тот самый бесплатный сладкий рулет, которым приманивали разработчики потенциальную аудиторию. Слегка пригоревший (баги, лаги, неработающее всё, что только можно) — но для ознакомления сошло. Ведь главное сделать можно было — взглянуть на локации, ознакомиться с игровым процессом, посмотреть, как поданы квесты и реализована возможность выбора… и получить по завершению приятную плюшку — декоративного питомца.

Кстати, достаточно много отзывов игроков было учтено, и при официальном запуске и окно создания персонажа осветлили, и ремесло доработали, и баги исправляли (не все, конечно, но нет в Нирне совершенства!). В плюс ZeniMax Online Studios — и то, что они не остановились на этом, и патчи с фиксами продолжают достаточно оперативно выходить.

Более того, PTS, публичный тестовый сервер, доступен и по сей день. Все желающие игроки могут даже скопировать туда своих персонажей и знакомиться с обновлениями заранее — а затем обсуждать в специальной ветке на форуме.

Сколько стоит сладкий рулет?

Один из краеугольных камней игры — оплата. Система, выбранная для ESO, вызвала целый океан возмущений. Ещё бы, сначала купить весьма недешёвую игру, а затем ещё и ежемесячно расставаться с существенной суммой — pay to play, подписка! Рассматривать плюсы и минусы этой системы смысла нет, как и мусолить причины, побудившие ZeniMax Online Studios остановиться именно на таком варианте, — всё это делалось и делается постоянно. Субъективно-нейтральное мнение: каждый решает сам, стоит ли игра того, чтобы её оплачивать. Само собой, здесь кроется каджит в мешке: не предусмотрено знакомство с ESO ни в какой форме — нет пробного периода! То есть узнать, что же скрывается за пафосным логотипом можно, лишь читая обзоры-форумы-статьи, разглядывая скриншоты да смотря видео. За время скачивания и установки тридцати с лишним гигабайт клиента успеть можно, но далеко не всякий станет с этим морочиться.

17 марта ESO перешел на систему buy-to-play, и ежемесячная подписка перестала быть обязательной — однако проблему с первым знакомством это не решило. Хотя кто знает, может, со временем ZeniMax Online Studios будут устраивать акции вроде «поиграй 15 дней, не покупая»?

Во многом b2p лучше p2p — при этом желающие продолжить оплату не только не потеряют эту возможность, но и получат приятные бонусы — премиум-валюту для покупок в Crown Store, внутриигровом магазине, и доступ к будущим дополнениям на время действия подписки.

О Crown Store и дополнениях — DLC — стоит рассказать отдельно. ZeniMax Online Studios заверили, что никаких Мечей Тысячи Истин в продаже не будет — и магазин на PTS это подтвердил: в Crown Store игроки смогут приобрести верховых животных (гуары, ожидаемо, вызвали фурор), декоративных питомцев (и здесь есть гуарчики размером поменьше), костюмы и всякие расходники — банки, камни душ и подобное, впрочем, не лучше тех, что можно создать или найти прямо в игре.

Дополнения же, скорее всего, будут открывать доступ в новые зоны — сейчас, например, игроки с нетерпением ждут Муркмайр (аргонианские болота), Ротгар (снежные горы), Заводной Город Сота Сила и план Мефалы. Те, у кого будет на момент их введения активная подписка (необязательная) — смогут приступить к исследованию без дополнительных трат. Остальным же придётся расстаться с несколькими тысячами корон и навсегда обеспечить себе доступ в новые локации.

Но финансовые материи — это, конечно, важно, но после оплаты сладкого рулета стоит обсудить его внешний вид, состав и вкусовые качества!

​Сладкая корочка

Мир Древних Свитков для поклонников серии в отдельном описании не нуждается — это тот самый Нирн с грибами Дешаана, Морнхолдом, городом света, городом магии, суровым севером для нордов и драугров, крепостями Ковенанта, прекрасными пейзажами альтмерского Ауридона… а также айлейдскими и двемерскими руинами в ассортименте, пещерами, фермами, логовами, домами — всё не перечислить! Действие ESO происходит во Вторую эру, через четыре года после Взрыва душ. Для сравнения — события The Elder Scrolls II: Daggerfall, The Elder Scrolls III: Morrowind и The Elder Scrolls IV: Oblivion происходят в 400-ых годах Третьей эры, через 1200 лет, ну, а события The Elder Scrolls V: Skyrim — вообще в Четвёртую эру.

Узнаваемых персонажей достаточно: это и Альмалексия, живая богиня Трибунала, и Маннимарко, Король червей и один из антагонистов основной сюжетной линии, и Ванус Галерион, основатель Гильдии магов… Любители истории останутся довольны. И даже тома «Похотливой аргонианской девы» есть, так что Крассиус Курио всё же плагиатом занимался.

Тем же, кто ещё не бродил по Тамриэлю, но любит проработанный мир с полноценной историей — творящееся тоже придётся по душе. Основной сюжет — атака даэдрического принца Молаг Бала и его попытки слить Хладную Гавань, свой план, с Нирном — традиционно эпичен. Многочисленные побочные квесты, рассказывающие истории каждого из трёх Альянсов, сторону которых выбирают игроки, разнообразны, да и совершенно ни с чем не связанных квестов от «случайных прохожих» предостаточно!

Единственная проблема — для того, чтобы в полной мере насладиться происходящим, придётся овладеть английским, немецким или французским хотя бы на среднем уровне. Русской локализации нет (хотя и есть фанатский проект RuESO, о полном переводе многочисленных текстов речь пока не идёт) и официальной не предвидится.

Рецепт приготовления

Создание сладкого руле… то есть персонажа — то, с чего игра начинается. И online-версия не уступает своим весьма избаловавшим игроков предшественникам — Oblivion и Skyrim. Невероятное количество функций — от возраста и телосложения до степени прижатости ушей к голове, подборка цвета глаз, кожи и растительности — всё, что душе угодно! И, благо, особо странных уродцев не создать.

В процессе также выбирается класс — Рыцарь Дракона (такой себе воин-маг), Чародей (специалист в школах разрушения и призыва), Храмовник (мастер исцеления защиты) или Меч ночи (любитель нападения из теней) и раса из традиционных десяти, разделённых по трём противоборствующим альянсам. В состав Альдмерского Доминиона входят альтмеры, босмеры и каджиты, Ковенанта Даггерфолла — бретоны, орки и редгарды, Эбонхартского Пакта — данмеры, норды и аргониане. Имперцы же доступны обладателям Имперского издания игры и выбирают сторону на свой вкус. Кстати, счастливые обладатели предзаказа или так называемого «Набора исследователя» могут любой расой за любой альянс играть.

Три основных параметра — здоровье, мана и выносливость — вы можете повышать вместе с уровнем, а множество дополнительных — по получению очков умений. Одно очко умений даётся за три собранных небесных осколка, раскиданных по всему Тамриэлю — а также за некоторые квесты. Хватает их с головой, тем более, всегда можно за определённую сумму денег, пожертвованную в храме, всё перераспределить.

Среди этих дополнительных умений — три классовые ветки, расовая, Гильдия магов, Гильдия бойцов, Неустрашимые (исследователи подземелий), вампиры, оборотни, а также умение носить броню и владение множеством видов оружия. Анимация от умений, кстати, порадует даже придирчивых эстетов, а вот пять умений и суперспособность, которые можно разместить на панели единовременно (даже с учётом возможности менять оружие — и набор умений соответственно — на второй вариант прямо в бою), не всем по душе.

Кроме этих параметров, вместе с последним, шестым обновлением, была введена чемпионская система с созвездиями. Теперь, кроме уровня, в процессе убиения врагов и выполнения заданий набираются ещё и очки чемпиона в последовательности «Воин» — «Маг» — «Вор», где свои бонусы.

Конечно, опытные игроки быстро определяют самые лучшие и жизнеспособные сочетания, однако никто не мешает экспериментировать в своё удовольствие — и бегать, например, чародеем в тяжёлых доспехах с двуручным мечом. Свобода!

Да, и если вы любите находиться по ту сторону закона — то обворовывать и убивать простых граждан Тамриэля тоже можно. Правда, потом не стоит удивляться, что злые стражники не очень рады вас видеть в городах.

На вкус и цвет все рулеты разные

Итак, чем же можно заняться в Тамриэле?

Во-первых, исследованием. Каждая локация каждого альянса — со своими особенностями, да ещё и полно мировых боссов — более-менее сложных противников. Есть якоря — порталы приспешников Молаг Бала в Хладную Гавань. А ещё во всех зонах расположено не только обычное подземелье для группы, но и так называемое публичное, рассчитанное на прохождение толпой (совершенно случайной, можно даже в группу не объединяться), с приятной развлекательной наградой в конце — например, можно обзавестись питомцем — двемерским пауком по имени Опус Раззака.

Во-вторых, заданиями. Их море, на любой вкус. Пройдёте основную сюжетную линию за свой альянс, побываете в Хладной Гавани и остановите вторжение Молаг Бала — получите возможность затесаться в ряды вражеских, посмотреть с их точки зрения на творящееся. Даже ежедневные задания есть — ремесленные и в подземелья. И не забудьте каждый день подкармливать своего скакуна — от этого зависят его бонусы к скорости, выносливости и грузоподъёмности!

В-третьих, собственно, подземелья — в двух режимах, обычном и ветеранском, а также испытания. Все разные, с интересными боссами и механиками — можно найти себе любимый или проходить все подряд, а также вступить в гильдию и посоревноваться за первое прохождение.

Кстати, о гильдиях. Вступить можно в пять сразу, пользы от них — гильдейский торговец, банк да накидки для украшения — и компания, само собой.

В-четвёртых, достижения. На задания, на сбор всякого добра с монстров, на создание разного качества вещей, на активное противостояние планам Молаг Бала, рыболовные… в награду за некоторые можно получить краску для экипировки, за другие — ещё и титул. Есть чем заняться любителям ачивок!

В-пятых, PvP — куда без него в онлайн-игрушке? В обычном мире вы можете встретиться лишь с представителями своего альянса, так что всё мирно. А вот в центре Тамриэля, Сиродииле — непрекращающаяся война, с потенциалом дальнейшего расширения зоны боевых действий (впереди, говорят, Имперский город!). Три альянса сражаются в разных кампаниях, захватывают крепости, защищают важные точки, вовсю используют осадные орудия… занимают имперский Рубиновый трон. Император один, и игрок, им ставший, получает и особую ветку умений, и броню, и вдохновляет окружающих — правда, о вечной славе речи нет, недаром период называется Междуцарствием. Бывших Императоров — плюнуть некуда!

Хотите снова окунуться в мир Древних Свитков и стать свидетелем ещё одной страницы истории этого мира? Любите игры с проработанным сюжетом и отличной графикой? Тогда The Elder Scrolls Online — отличный выбор. Но если относительно долгая прокачка до максимального уровня вам быстро приедается (50 уровней и 14 рангов, не шутки), в играх цените возможность совершенно свободного PvP c кучей режимов, с иностранными языками не очень хорошо, и вообще платные игры — не торт, ESO может разочаровать.

Берегите ваши сладкие рулеты!
  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях