Перейти к содержанию

Назад в будущее: паровые автомобили


Рекомендуемые сообщения

Наткнулся на весьма интересную статью на Моторе.ру про паровые автомобили. Был впечатлен и решил перепостить самую интересную (на мой взгляд) часть сюда.

 

 

– Доблы и их работы –

 

Несмотря на то, что паромобили Абнера и Джона Доблов не стали самыми быстрыми, самыми первыми или самыми мощными, их автомобили можно действительно считать революционными – потому что они выглядели не как тележка с кастрюлей вместо багажника, а как обычные машины!

 

http://img.rl0.ru/f4dba88322efb7c75f6a774058c7554e/635x440q90/mtr.rl0.ru/upload/9/6b/a1c28b5434445b8b76d26dbc46ede.jpeg

 

Еще будучи студентом Массачусетского технологического института, в который Абнер поступил в 1910 году, он вместе с братом Джоном приступил к разработке паровых машин в собственной мастерской. Сначала родилась модель под названием Model A, а спустя еще некоторое время и Model B, главным новшеством которой стал уникальный конденсатор для отработанного пара, выполненный в виде сотового радиатора.

 

Благодаря этому запас хода на 90 литрах воды (!) у Model B составлял от полутора до двух тысяч километров, тогда как прежде этого количества жидкости хватало лишь на 150 километров!

 

http://img01.rl0.ru/84ea68ce10a327b1b11d8f2f7d2d0a26/635x440q90/mtr.rl0.ru/upload/f/71/d6427498e4dbdbff74db636287fa8.jpeg

 

Естественно, такой агрегат не мог не привлечь внимание общественности. После непростых переговоров с инвесторами братья Доблы учредили компанию General Engineering с уставным капиталом в 200 тысяч долларов и занялись дальнейшим усовершенствованием своей силовой установки. В частности, они решили сделать автоматической систему зажигания, чтобы владелец паромобиля был избавлен от необходимости вручную разводить огонь под бойлером.

 

В основном, этим занимался Джон Добл, который хорошо разбирался в электротехнике. Он-то и придумал систему электрического зажигания: керосин под давлением проходил через карбюратор и поджигался запальной свечой. Дальше был установлен компрессор, который подавал горящую смесь в камеру сгорания, нагревающую воду в котле. Активация этого процесса осуществлялась элементарно – нажатием кнопки на приборной панели. На создание нужного уровня давления пара уходило 90 секунд по истечении которых можно было трогаться. У выпущенных до Доблов паромобилей на осуществление аналогичного процесса требовалось от 10 до 30 минут!

 

http://img03.rl0.ru/1809e64215a723dfd3be95db3f9e6756/635x440q90/mtr.rl0.ru/upload/f/a6/3cc22ecce490cbdc35ffb4339c1b5.jpeg

 

Предсерийный прототип модели, оснащенной всеми ноу-хау Доблов, получил название Doble-Detroit и был представлен в 1917 году на автосалоне в Нью-Йорке. Естественно, машина с огромным запасом хода, которой для движения требовалось лишь немного керосина и 90 литров воды, не могла не вызвать фурор, и за три месяца после премьеры братья собрали почти пять с половиной тысяч предварительных заказов! Однако начало Первой мировой войны оставило Доблов без железа, из-за чего выпуск Doble-Detroit был отложен.

 

Помимо этого, между братьями Абнером и Джоном возник конфликт. Джон считал, что получает незаслуженно мало внимания, так как практически во всех публикациях в прессе гениальным конструктором их совместного паромобиля назывался Абнер, а о Джоне говорилось лишь вскользь. В результате братья поссорились, а в феврале 1921 года Джон скоропостижно скончался в возрасте 28 лет от рака лимфатических узлов.

 

После кончины Джона, Абнера в его начинаниях решили поддержать двое других братьев – Билл и Уорен. С их помощью была учреждена компания Doble Steam Motors, в недрах которой родился новый проект – автомобиль Model E. На этой модели использовался доработанный парогенератор и новый четырехцилиндровый мотор: два цилиндра высокого давления получали пар первыми, а два цилиндра низкого давления забирали из пара оставшуюся энергию и отправляли его в конденсатор.

 

 

Зимой 1924 Доблы привезли свое новое детище в Нью-Йорк и провели испытания модели на глазах специалистов. Всю ночь автомобиль простоял в холодном гараже, после чего провел еще около часа на морозном воздухе на улице. Но при активации зажигания двигатель сразу же завелся, а рабочее давление в бойлере было достигнуто всего за 23 секунды! Максимальная скорость Model E составляла 160 километров в час, а до 120 километров в час автомобиль разгонялся за невероятные 10 секунд!

 

К сожалению, сложные технические решения, лучшие компоненты (например электрика от Bosch) и роскошная отделка (кожа, дерево, слоновая кость) поднимали стоимость автомобиля до баснословных для того времени 18 тысяч долларов. Такие машины могли позволить себе только очень богатые люди, поэтому один из величайших паромобилей в истории человечества был выпущен тиражом всего в 50 экземпляров, после чего в 1931 году компания Doble Steam Motors закрылась.

 

 

Нашел примерные цифры по расходу топлива:

 

 

Вода: около 6 литров на 100 км (90 литров/1500 км ~ 0.06 литра/км)

 

Топливо (источник): 1 галлон дешевого керосина на 15 миль (~25 км) - 15,5/18,8 литров на 100 км для американского/английского галлона.

 

Для сравнения: Model T Форда потреблял 1 галлон бензина примерно на 25 километров.

 

Однако, бензин в 24 году стоил в среднем 18 центов/галлон (источник - страница 25 "Gasoline price"), а керосин стоил 8 центов/галлон (источник - страница 27 "Kerosine price").

Изменено пользователем Siberian Crab
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно, что помешало делать нормальные паромобили вместо бензиновых колымаг? Моя десятка и то с трудом 100км за 10 секунд наберет, не говоря уже о 120км... Ппц. Поражен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно, что помешало делать нормальные паромобили вместо бензиновых колымаг? Моя десятка и то с трудом 100км за 10 секунд наберет, не говоря уже о 120км... Ппц. Поражен.

 

Нефтяное лобби. Ну и Форд Т который вышел в 24 году и стоил сначала 900 а потом 350 долларов (при средней цене на двс около 1500 долларов). Тягаться с ним уже было невозможно.

 

И да. Статья немного лукавит. До 120 за 10 разгонялось шасси без кузова, однако, это все равно впечатляет.

 

И да, прочитав статью, я тоже был поражен.

 

Эхх... Как моя хотеть валяжно обдавать стоя в пробке консервные банки вокруг паром.

Изменено пользователем Siberian Crab
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно, что помешало делать нормальные паромобили вместо бензиновых колымаг?
КПД все-таки у них гораздо ниже. Подозреваю, о "сложных технических решениях", которые взвинтили цену до 18-ти тысяч, там написано совсен не просто так. Какие ТТХ, интересно, были у безниновых автомобилей аналогичной стоимости в то время?..

 

Эхх... Как моя хотеть валяжно обдавать стоя в пробке консервные банки вокруг паром.
Ну, можно поставить газогенератор, и обдавать дымом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вместо 90 литров воды можно было залить бензина, все равно запас хода ограничивается активным рабочим телом )

и цена разумеется.

а 100 км/ч не удивить уже, тогда гонялись со скоростями за 200 на ведрах с велосипедными колесами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

которые взвинтили цену до 18-ти тысяч,

 

Ну, можно поставить газогенератор, и обдавать дымом.

 

- там слоновая кость взвинтила - пока искал про расход топлива вычитал (не помню где) что цена шасси была около 4 тысяч долларов (плюс учтите, что это полу-прототип). При этом средний двс стоил около 1,5 тысяч.

 

- не то http://forum.eve-ru.com/public/style_emoticons/default/dry.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а 100 км/ч не удивить уже, тогда гонялись со скоростями за 200 на ведрах с велосипедными колесами
Однако первое такое ведро, разогнавшееся за двести, было таки тоже паровое.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6f/Rc10954.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...