Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

  • Fullrest
  • Новости
  • Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Ежемесячная подписка на TESO – вопрос, который не на шутку всколыхнул игровую общественность. Сайты, форумы, журналы и новостные порталы наперебой обсуждают рискованное решение Zenimax Online и выдвигают свои «за» и «против». Одна из наиболее ярких и «стильных» публикаций появилась вчера в Ten Ton Hammer.

Пусть вас не удивляет название статьи, уважаемые читатели: ранее обозреватель обещал «съесть свою шляпу» (в английском варианте - ворону), если The Elder Scrolls Online будет распространяться по подписке. Что ж, теперь он выполняет свой обещание, вот только вкус этой шляпы/вороны оказался куда хуже, чем он предполагал…

Я достаточно мужик, чтобы признавать, когда был не прав. Это не самая моя любимая вещь в мире, конечно, но, тем не менее, я умею признавать свои ошибки. Правда, спорить по поводу логики и причин этих ошибок я не перестану.

Вопреки всем моим предположениям, Elder Scrolls Online будет игрой по подписке. Я подозревал, что она будет скорее free-to-play или, что вероятнее, buy-to-play. Выбор этих бизнес-моделей был бы по многим причинам более осмысленным.

  • Игра выходит на консолях, которые редко поддерживают подписку отдельно взятых игр.
  • Guild Wars 2 доказала, что buy-to-play с внутриигровым шопом более чем жизнеспособна, и многие игры последовали ее примеру.
  • Наконец, каждая игра серии Elder Scrolls тоже была buy-to-play.
  • Я настаиваю на этих причинах, даже видя, что результат получился обратным.

    Честное слово, я был шокирован и встревожен сообщением о бизнес-модели подписки, выбранной ZeniMax Online. Логика такого выбора была более-менее озвучена, но, боюсь, их заключение настолько же неверное, как и мое.

    Основная идея, озвученная Мэттом Фирором, сводится к тому, чтобы одновременно обеспечить будущие разработки и разделить игру и монетизацию. Например, вместо того, чтобы прибежать к данжу и увидеть радостный вопрос о том, не хотите ли вы заплатить за вход, вы просто оплачиваете месяц подписки – и получаете 100% контента.

    Такой подход может стать настоящим глотком свежего воздуха после агрессивного маркетинга в некоторых F2P играх. Я уверен, многим уже осточертело постоянно доставать кредитку и оплачивать очередную ерунду в игре.

    Гораздо меньше меня удивило то, что WildStar выбрали ту же стратегию. Лучше-чем-WoW-и-в-космосе, сделана бывшими сотрудниками Blizzard и для той же аудитории, что и WoW – нет ничего странного в том, что и бизнес-модель они выбрали ту же. Это был вполне адекватный шаг. Может быть, не самый умный – время нам покажет – но: адекватный. Возможно, я один в это верю, некоторые комментаторы на их канале YouTube не то чтобы очень нежничают...

    А решение по поводу TESO выглядит как внезапный прыжок в сторону. Все знаки указывают в другом направлении, и для новой игры без специфической ниши на рынке или сформированной базы подписчиков выбор подписки - очень опрометчивый ход. Почти каждая ММО превратилась в F2P/Freemium (прим. ред. – F2P с поддержкой премиум-аккаунтов) в течение нескольких лет, за исключением только World of Warcraft и EVE. WoW - настоящий RPG-завр, слишком огромный, чтобы упасть (пока что...), и уже девять лет поддерживается стабильной базой подписчиков. EVE в свою очередь – крепость нишевого рынка, игра, которая может предложить то, что другим не под силу, и она не падает потому, что прибита гвоздями.

    ESO и WildStar – новички на рынке, который титаны успели раскачать. Входить на эту переполненную арену со своей старомодной Pay-to-Play моделью – все равно что накинуться на толпу кровожадных троллей с мухобойкой.

    История Star Wars: the Old Republic - ценный урок для всех разработчиков игр. Star Wars IP должен был стать непотопляемым кораблем, и ЕА вкладывала в него деньги грузовиками, лишь бы превратить непотопляемое судно в лайнер люкс-класса. Но, как всегда бывает со всем непотопляемым, SWTOR напоролся на айсберг недостатка эндгейма и почти что слился. Поспешный переход на F2P был спасательной шлюпкой?.. Нет, спасательная шлюпка должна была бы помочь всем тонущим подписчикам добраться до суши. Это уж скорее буксир, притащивший полупустую развалину обратно в доки на ремонт.

    Похоже, метафора стала слишком тонкой... Проще говоря, F2P спас задницу SWTOR. У него и без этого было много проблем с подпиской, и некоторые могли бы устроить спор на тему важнейшей причины, почему P2P не сработало. И они будут правы в одном – не сработало. Но их провал с бизнес-моделью подписки – тревожный симптом большой проблемы, потому что такое происходит повсеместно. Причина, по которой мы вспоминаем так часто именно SWTOR, такова: он был слишком крут, чтобы провалиться. Но ни бюджет в четверть миллиона долларов, ни могущество маркетинга ЕА, ни чародеи BioWare и гениальность Star Wars вместе взятые не смогли уберечь бестселлер ММО от краха и переход на F2P менее, чем через год.

    Так что ж: выходит, ZeniMax Online собирается прострелить себе ногу, используя устаревшую бизнес-модель для их суперсовременного продукта? Будут ли они в состоянии удержать толпы подписчиков, получивших бесплатный месяц при покупке? Достаточно ли у них эндгейм-контента, чтобы удовлетворить людей и удержать их в игре после достижения левел-капа? Или они собираются принять печальную судьбу SWTOR и засунуть игру в болезненные рамки перехода на F2P, лишь бы свет не погас?

    Я по-прежнему думаю, что их решение было неверным, и мои прогнозы мрачнее тучи. Я предрекаю вот что:

  • через 3 - 4 месяца после релиза – первый массовый отток игроков по достижению максимального уровня и наступившей скуки от недостатка эндгейма. Предполагается, что ZeniMax Online предложат мульти-подписку одновременно на несколько месяцев со скидкой, плюс бесплатный месяц при заказе игры, в противном же случае первый отток произойдет значительно раньше;
  • через 5 - 6 месяцев после релиза – стабильное снижение количества подписок приводит к увольнениям персонала. Тысячи игроков бросают подписку в качестве протеста и демонстрации солидарности;
  • через 7 месяцев после релиза или около того – увольнения приводят к задержкам выпуска запланированных дополнений, выход аддонов откладывается и отодвигается все дальше. Тысячи игроков фрустрированы и бросают подписку, устав от гринда десятка энд-гейм данжей и ганка в расбалансированном PvP;
  • 8-й месяц проходит в разговорах о переходе на F2P. Тысячи игроков в отвращении бросают подписку, потому что "теперь придут фришники и испортят всю игру приличным людям";
  • между 9-м месяцем и годом настанет время или за дело приниматься, или место освободить. Дефицит бюджета заставляет ZeniMax срочно принять меры, чтобы исправить ситуацию. Они кое-как запихивают свою ультрасовременную игру в тесную комбинацию: наполовину F2P, наполовину VIP для подписчиков. Тысячи игроков бросают подписку в бессильной ярости из-за того, что "они играли с беты", и не собираются теперь платить в шопе за лошадь или броню, или какие там еще грязные предложения делает ваш новый F2P;
  • через 18 месяцев после ланча: F2P успел оживить игру, количество игроков растет, люди скупают анлорные кольчужные бикини в рекордных количествах. Большинство подписчиков успело сбежать до этого.
  • Я не жду такого развития событий ради того, чтобы доказать свою правоту. Я хочу ошибаться, хочу, чтобы ZeniMax достигли успеха и продолжили работу над самыми крутыми играми из всех. Если все пойдет так, как эти старомодные ZeniMax придумали, и ESO каким-то образом станет феноменом на устаревшей бизнес-модели, я возьму все свои слова назад. Опять.

    Самая же неприятная для меня вещь – это тонны неприязни и сотни "я же говорил!" на форумах и где угодно, непрестанная критика устаревшей модели, аргументы в пользу подписки, основанные только на том, что спорящий ни во что, кроме EVE или WoW, не играл в последние пять лет. В некоторые такие споры я успел влезть. Интернет-аргументы в духе переходов на личности, детские прозвища и всё такое. Так вот: я буду надеяться, что мне придется "наесться ворон" весной 2015, спустя год после релиза, и признать, что я неправ. Я всё ещё уверен, что вы все ошибаетесь, – но надеюсь, что ошибаюсь я.

    По материалам Tentonhammer, 26 Aug
    • Комментариев: 414
    • Участников: 66
    • Статистика

    Обсуждение в комментариях

    15 4
    Аватар Ordagan Flamen
    что-то мне страшно от таких пророчеств. Я лично готов играть с подпиской и не вижу в этом ничего плохого. И мне будет безумно жаль если TESo повторит судьбу свитера
    1 8
    Аватар Bozon
    Новость о подписке - лучшая новость об игре с момента анонса самой игры. Для любителей фтп есть всегда найдется треш вроде Аллодов.
    30 -3
    Аватар tesvad2311
    хватит сравнивать teso с любыми другими ММО, Древние свитки их 100% превосходят
    655 128
    Аватар Albedo
    В ответ на запись Eleven11 (01.09.2013 в 00:42):
    Почему не сделать 5 доллоров месяц цена разумнная!
    прибавка в публике будет незначительная, а денег - в три раза меньше.
    392 -11
    Аватар Dalad De Menifer
    В ответ на запись Eleven11 (01.09.2013 в 00:42):
    Почему не сделать 5 доллоров месяц цена разумнная!
    Ну 5 ты загнул конечно. 10 Хотя бы. 330 рублей.
    96 29
    Аватар Eleven11
    Почему не сделать 5 доллоров месяц цена разумнная!
    532 95
    Аватар Lά_Cøşţά
    В ответ на запись skuzko (29.08.2013 в 23:47):
    В ответ на запись Albedo (29.08.2013 в 23:40):
    А вот по поводу цивы не могу согласиться- по-моему одна из немногих серий, которая не становилась хуже с каждой новой игрой.
    Ну таки нет. Убрали ОГРОМНЫЕ Империи. Карты стали меньше и игры на полгода длиной ушли в небытие -_- Для меня серия остановилась на второй части... Эх, где ядерные войны под конец, превращающие мир в пустыню? Нет их...
    Подписываюсь под каждым словом.
    296 78
    Аватар Дар'Мейн
    В ответ на запись Albedo (30.08.2013 в 00:07):
    В ответ на запись Дар'Мейн (30.08.2013 в 00:04):
    одна из немногих серий, которая не становилась хуже с каждой новой игрой.
    Тотал вар, кстати скоро анонс тотал вар онлайн- обещали ф2п без жесткого доната, с возможностью обойтись без доната вообще.
    по-моему все онлайн стратегии зафейлились, кроме травиана. Требуют просто постоянного онлайна по-хорошему.
    Они обещали шаг в сторону от стереотипа мобы, зарегался на збт, там посмотрим.
    655 128
    Аватар Albedo
    В ответ на запись Дар'Мейн (30.08.2013 в 00:04):
    одна из немногих серий, которая не становилась хуже с каждой новой игрой.
    Тотал вар, кстати скоро анонс тотал вар онлайн- обещали ф2п без жесткого доната, с возможностью обойтись без доната вообще.
    по-моему все онлайн стратегии зафейлились, кроме травиана. Требуют просто постоянного онлайна по-хорошему.
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись Дар'Мейн (30.08.2013 в 00:04):
    одна из немногих серий, которая не становилась хуже с каждой новой игрой.
    Тотал вар, кстати скоро анонс тотал вар онлайн- обещали ф2п без жесткого доната, с возможностью обойтись без доната вообще.
    Для меня Тотал Вар кончился на втором Медивале)
    296 78
    Аватар Дар'Мейн
    одна из немногих серий, которая не становилась хуже с каждой новой игрой.
    Тотал вар, кстати скоро анонс тотал вар онлайн- обещали ф2п без жесткого доната, с возможностью обойтись без доната вообще.
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись skuzko (29.08.2013 в 23:56):
    В ответ на запись Strash Argon (29.08.2013 в 23:51):
    Десятки тысяч солдат, сотни орудий и танков сходятся в схватке. И дальше Адъ. Кровавая мясорубка, артобстрелы, гранаты, газы, бипланы, кавалеристы. А ты все шлешь и шлешь туда сотни солдат. И это...
    Я до сих пор помню, как мне неожиданный удар кавалерии снёс 300 танков, не успевших укрепиться... А одноразовые истребители пролетавшие через океан в один конец, чтобы не дать врагу наклепать сотни юнитов... Эх, вот это игра. А сейчас какой-то стелсэкшн, а не глобальная стратегия...
    Ах да, Стэлсэкшны) Сейчас такое любят. Касательно Антанты: Я особенно люблю строить призывные пункты на передовой и слать оттуда толпы солдат, пока противник не успел нормально закрепиться и подтащить танки.
    1912 225
    Аватар skuzko
    В ответ на запись Strash Argon (29.08.2013 в 23:51):
    Десятки тысяч солдат, сотни орудий и танков сходятся в схватке. И дальше Адъ. Кровавая мясорубка, артобстрелы, гранаты, газы, бипланы, кавалеристы. А ты все шлешь и шлешь туда сотни солдат. И это...
    Я до сих пор помню, как мне неожиданный удар кавалерии снёс 300 танков, не успевших укрепиться... А одноразовые истребители пролетавшие через океан в один конец, чтобы не дать врагу наклепать сотни юнитов... Эх, вот это игра. А сейчас какой-то стелсэкшн, а не глобальная стратегия...
    99 44
    Аватар Ulfhednur
    в школоло возрасте, когда у всех были PIII - IV с 3Dfx, Riva TNT 2 и первыми джифорсами, у меня вместо компьютера стоял Pentium MMX 166 MHz. С тех самых пор я считаю графику скорее недостатком, нежели достоинством игры. Я пошел работать, апдейтил комп, прошел Морровинд с фпс 8, под облу купил уже топовое железо, но... Мнение осталось. В большинстве случаев, разработчик ограничен в ресурсах. И если он вложил ресурсы в графику - значит сюжету и геймплею досталось меньше.