Интервью с тремя книготорговцами

Интервью с тремя книготорговцами

Интервью с тремя книготорговцами

Это интервью было получено милостью Дугласа “AFFA MU” Гудалла, работающего в данный момент в Bethesda Softworks, с некоторыми уточнениями Тодда Говарда и Кена Ролстона. Все ответы принадлежат Bethesda Softworks © 2001

Интервью с тремя вварденфельскими книготорговцами, взятое Qwerty.

Авторы: Дуглас Гудолл, Кен Ролстон, Тодд Говард.
Аннотация: Это интервью было получено милостью Дугласа «AFFA MU» Гудалла, работающего в данный момент в Bethesda Softworks, с некоторыми уточнениями Тодда Говарда и Кена Ролстона. Все ответы принадлежат Bethesda Softworks © 2001.
Источник: The Imperial Library.

Перевод:

  • Nephilim33 — Джобаша
  • Sylvius — Кодус
  • Foxundor — Дориса

Каждый раз, посещая город Вивек, я непременно заглядываю в лавку Джобаши «Редкие книги», что в Квартале Чужеземцев. Помимо просмотра многочисленных книг и свитков, выставленных здесь, мне доставляют истинное наслаждение беседы с самим Джобашей. Это молодой хаджит с бурым мехом, шерсть на подбородке он остригает таким образом, что получается подобие свисающих усов. Джобаша всегда не прочь поболтать, и он охотно отвечает на мои вопросы о хаджитах.

Во время моего последнего визита Джобаша пригласил еще двух книготорговцев. Первым был пожилой киродиил [имперец] с редкими белыми волосами, который представился Кодусом Калониусом. Вторая была темным эльфом по имени Дориса Дарвель. Я не слишком хорошо определяю возраст данмеров, однако Дориса выглядела довольно молодо, несмотря на седые волосы, хотя, возможно, они были такими от природы.

Когда эти трое закончили свои разговоры на профессиональные темы (что-то о ценах и учете товара), я тотчас же воспользовался возможностью получить у них немного информации по интересующим меня вопросам.

Если вы не возражаете, ответьте на такой вопрос: что конкретно означает ваше имя? Мои познания в Та’Агра крайне скудны…

Джобаша:
Имя Джобаши было выбрано не по смыслу, но по звучанию. Некоторые хаджиты выбирают себе прозвища, имеющие значение на Та’Агра.

Но некоторые хаджитские имена что-то ведь означают?

Джобаша:
Хаджитские имена содержат определенные значащие структуры.

  • «Джо» [Jo-] в имени Джобаша означает «волшебник». Но Джобаша не волшебник, а всего лишь скромный продавец книг.
  • «Дар» [Dar-] в хаджитском имени значит «вор», но это не должно Вас тревожить. «Дар» употребляется аналогично нордскому «Умный Хадвар» или бретонскому «Арнанд Лис». Хаджит с «Дар» в имени умён, возможно, у него умелые руки, однако он совсем не обязательно является вором с точки зрения ваших странных имперских представлений о собственности.
  • «До» [Do-] в имени хаджита переводится как «воин». «До» редко используется современными хаджитами, за исключением стражей Гривы. А также мастеров Гаутфэнга [Goutfang], Шепчущего Когтя [Whispering Claw] и Ролит Хадж [Rawlith Khaj], конечно же.

Гаутфэнг, Шепчущий Коготь и Ролит Хадж — что это?

Джобаша:
Это лишь несколько вариантов из бесчисленного множества направлений хаджитских боевых искусств когтя и хвоста. Джобаша изучил Ролит Хадж до отъезда на Вварденфелл. Это название означает «дождь песка». Искусство имеет много стилей, таких как Дождь, Песок, Ветер, Солнце, Буря и Танец-Двух-Лун.

Не отражают ли имена хаджитов их положение в обществе?

Джобаша:
Мужчины-хаджиты демонстрируют свой социальный статус в своих именах, пока не выберут себе прозвище. Например, Джобаша как «ученый» использует только приставку «Джо», но не «С'баша-Джо», ибо использование в имени двух и более значимых частей показывает либо великое невежество, либо великую гордыню.

  • «М» или «Ма» [M-/Ma-] означает «ребенок» или «ученик», или, попросту, «девственник». Так как ученик может быть любого возраста, это ведет к недоразумениям и шуткам, которые Джобаша не может перевести.
  • «Дж», «Джи» или «Джа» [J-/Ji-/Ja-] переводится как «холостяк» или «подросток». В простонародье так называют того, кто молод и недостаточно опытен.
  • «С» [S-] - самая распространенная приставка, она указывает на то, что её обладатель уже взрослый.
  • «Ра» или «Ри» [Ra-/Ri-] показывает высокое положение в обществе. Приставка «Ри» указывает на наиболее высокий статус среди хаджитов и используется правителями городов и вождями племен.
  • «Дро» [Dro-] значит «дедушка» и показывает глубокое уважение к носителю такого имени.

Есть ли слова, которые лучше не произносить в разговоре с хаджитом?

Джобаша:
Произнесенное неправильно имя хаджита оскорбит его. Например, неразумным будет назвать Джобашу «М'баша». Хаджиты уважают людей и меров, но нам бы очень не хотелось, чтобы нас сравнивали с Вами. Назвать хаджита, даже из породы Ом, «лысым» или «без когтей», значит нанести смертельное оскорбление.

Странствуя по Тамриэлю, я повстречал множество хаджитов; некоторые выглядели почти как эльфы, другие же больше походили на котов. Не мог бы ты посвятить меня в особенности вашей странной биологии?

Джобаша:
Ах, Вы мудрее многих, большинство людей различает лишь Ом-рат [Ohmes-raht] и Сутай-рат [Suthay-raht].
Биология хаджитов связана с Лунной Решеткой [Lunar Lattice], или джа’Ха’джай [ja’Kha’jay]. Фазы Массера и Секунды при рождении определяют, в какой форме тот проживёт свою жизнь. Новорожденные хаджиты похожи один на другого, а их будущие специфические черты проявляются спустя несколько недель. Наши детеныши меньше человеческих, но развиваются гораздо быстрее.

  • Когда Массер новый, а Секунда полная, рождаются Омы [Ohmes]. Они похожи на босмеров, но иногда ниже ростом. Многие Омы татуируют лица, чтобы показать свою принадлежность к хаджитам.
  • При новом Массере и нарастающей Секунде рождаются Ом-рат [Ohmes-raht]. У них светлый мех и хвост, но они ходят как люди и могут быть издалека спутаны с людьми.
  • Когда и Массер и Секунда новые, рождается Сутай [Suthay]. Они похожи на Джобашу, но меньше ростом.
  • Когда Массер новый, а Секунда убывает, рождается Сутай-рат [Suthay-raht]. Джобаша — Сутай-рат, как и почти все хаджиты Морроувинда. Остальные расы называют Сутай-рат «Джа'Хаджит», но Джобаша не знает почему. «Джа'Хаджит» на нашем языке — одно из имен Мехруна Дагона.
  • Когда Массер прибывает, а Секунда полна, рождаются Катай [Cathay]. Они больше Джобаши и сильнее.
  • Когда и Массер, и Секунда прибывают, рождается Катай-рат [Cathay-raht]. Они даже больше и сильнее, чем Катай.
  • Когда Массер прибывает, а Секунда нова, рождается Тоджей [Tojay].
  • Когда Массер прибывает, а Секунда убывает, рождается Тоджей-рат [Tojay-raht].
  • Когда Массер убывает, а Секунда полна, рождается Альфик [Alfiq]. Альфик похож на то, что вы называете «домашней кошкой». Джобаша не советует называть Альфиков домашними кошками, потому как, хоть они и не говорят на Вашем языке, они прекрасно его понимают.
  • Когда Массер убывает, а Секунда прибывает, рождается Альфик-рат [Alfiq-raht].
  • Когда Массер убывает, а Секунда нова, рождается Даги [Dagi].
  • Когда Массер и Секунда убывают, рождается Даги-рат [Dagi-raht].
  • Когда Массер и Секунда полные, рождается Сенч [Senche]. Сенчи очень крупные, но похожи на Пахмар-рат. Их рост может достигать роста взрослого альтмера, а вес соответствует массе двадцати альтмеров. Прочие породы хаджитов используют Сенчей в качестве ездовых животных.
  • Когда Массер полный, а Секунда прибывает, рождается Сенч-рат [Senche-raht]. Он много больше и медлительнее, чем Сенч. Их ноги более прямые, а тело не столь длинно. Ростом Сенч-рат может сравниться с двумя альтмерами, а весом схож с массой пятидесяти высоких эльфов. Сенч-рат также используется для верховой езды, особенно во время битв. Имперцы называют их «боевой кот», но Джобаша не советует называть Сенч-рат «боевым котом».
  • Когда Массер полон, а Секунда нова, рождается Пахмар [Pahmar]. Он походит на то, что вы именуете «тигром».
  • Когда Массер полон, а Секунда убывает, рождается Пахмар-рат [Pahmar-raht]. Он походит на Пахмар, однако он больше и опаснее последнего.

Что представляют из себя Тоджей и Даги?

Джобаша:
Они живут на юге. В Тенмарском лесу, южных джунглях и болотах.

И это все, что вы можете рассказать о них?

Джобаша:
Это всё, что скажет Джобаша.

Как можно отличить Альфика от обычной домашней кошки? Или хаджита Ом от Босмера?

Джобаша:
Джобаша не станет отвечать на этот вопрос.

Позволит ли Сенч или Сенч-рат оседлать себя представителям других рас?

Джобаша:
Вы можете спросить одного из них в следующий раз, когда встретите. Если не побоитесь. Джобаша никогда подобного не наблюдал.

Мне кажется, что поразительное сходство между хаджитами Ом и лесными эльфами — не простое совпадение. Нет ли подтверждений моей догадке в каких-нибудь легендах вашего народа?

Джобаша:
Джобаша не ответит на этот вопрос. [После паузы Джобаша порылся в сундуке с книгами и вручил мне свиток.] Слова, что содержатся в этом свитке, редко можно встретить за пределами Эльсвейра и ещё реже в руках того, кто не имеет когтей. Это слова, сказанные Матерью Клана своей Любимой Дочери. Вероятно, они ответят на Ваши вопросы.

Я слышал, что, несмотря на подобное сходство, на границе Эльсвейра и Валенвуда в последнее время неспокойно…

Джобаша:
Разве на границах когда-нибудь бывает спокойно? У босмеров и хаджитов слишком много общего, чтобы просто оставить друг друга в покое.

Ну и напоследок, кто управляет Эльсвейром? Грива или император Киродиила?

Джобаша:
Хаджиты — лояльные граждане, и мы очень, очень любим Императора. Грива, похоже, имеет власть в Эльсвейре, но Вы забываете про правительства городов, вождей племен, Матерей Кланов. Правда в том, что… Джобаша не может сказать.

Совсем как здесь, в Вивеке, где Храм Трибунала имеет весомую власть, несмотря на Имперское присутствие. Не удивлюсь, если у Храма есть своя собственная, так сказать, силовая структура…

Джобаша:
Вам не приходилось сталкиваться с Ординаторами? Вы разве не посещали Дворец и Высокий Храм, когда прибыли в Вивек?

Я заметил, что, когда я затронул вопросы политики и власти в Эльсвейре, Кодус Калониус чуть фыркнул и передёрнул плечами. Естественно, я повернулся к нему.

Я расспросил Джобашу о структуре власти в Эльсвейре. У вас есть что-нибудь, что вы могли бы добавить?

Кодус:
Когда я был дислоцирован в Форт Легиона Бражника-Сфинкса в Дюне во время Пятилетней Войны, я вспомнил совет моего отца о власти. «Следуй за деньгами», сказал он.
Этот совет подходит ко всякой расе, кроме босмеров и хаджитов, которые в действительности не понимают ни природы, ни значение материальных богатств. Даже так называемые «Короли», возведённые котами на престол, в насмешку над Императором тратят налоги, как только собирают их. «Следуй за сахаром» можете получить вы где-нибудь в качестве ответа… Матери Кланов неуловимы и изворотливы, контролируют сахар и не подпускают никого к его переработке, чтобы никто не увидел, как он подвергается очистке. Хаджиты точно не преданы императору, но кто предан ему в наши дни? Всё было совсем не так, когда я впервые записался в Легион, честно говоря.

Как вы, Киродильцы, ладите с Данмерами? Они не испытывают презрения к вам и вашему роду?

Кодус:
Трудно сказать. Взять хотя бы этих Редоранцев в Альд’руне, где я владею магазином. С некоторыми из них, особенно с другими легионерами, я прекрасно уживаюсь. Но некоторые Редоранцы считают, что знают лучше, что и правильно и неправильно, чем Император, если вы меня понимаете. Я слышал, что Хлаалу переняли Имперскою культуру, но, признаться, я никогда не видел таких инертных, эгоистичных и вероломно настроенных типов за всю мою жизнь. Что же касается Телванни, ну, они кудесники, а мне не по нраву фокусники.

Были ли в последнее время вооруженные стычки?

Кодус:
Не было со времён Имперского Симулякра. Когда я служил в Легионе, хоть я расквартировывался в Дюне большую часть этого времени, я, конечно, повидал всякого во время боевых действий. И не так, как нынешние щенки в Легионе… У них условия помягче, но долго это продолжаться не будет, я так считаю. Тут, в Вварденфелле, данмеры воюют друг с другом похлеще, чем с Империей, и всё же они обвиняют нас, когда они цапаются при каждом поводе. Вот как всё оборачивается, когда вы пытаетесь принести закон и справедливость эльфам.

Как мне идентифицировать принадлежность данмера к определённому Дому, когда я увижу его?

Кодус:
Всякий из Великих домов имеет свою собственную униформу. Хотя не все её носят, конечно.

В этот момент я заметил, что Дориса Дорвел начала скучать. Боясь показаться грубым, я обратил своё внимание на неё.

Дориса, где вы купили свои серьги?

Дориса:
О, эти? Я их не покупала. Это подарок…

Эти двемерские книги… в них есть картинки? У вас есть картинка, где изображён настоящий двемер?

Дориса:
Я видела двемерские книги с зарисовками в них, но ни на одной не был изображен двемер. На них обычно располагаются те механические штучки, от которых двемеры были без ума.

Вы когда-нибудь слышали о данмерской дворянке, Барензии? Я припоминаю, что она была как-то связана с правящей семьёй в Морнхолде.

Дориса:
Мутсэра Барензия была когда-то правительницей Альмалексии, города, который вы зовёте Морнхолдом, вместе со своим первым мужем, Симмахом. Она оставила свои притязания на трон, когда вышла замуж за короля Эдвира, но вернулась править после его смерти. Король Хлаалу Атин Ллетан — её дядя.

Мне кажется, что Барензия родилась в Доме Р’Аатим. Это правда? Имеет ли этот дом какое-нибудь влияние здесь, в Вивеке?

Дориса:
Барензия родилась в Р’Аатим, это правда. Так же, как король Хлаалу Атин Ллетан и императрица Катиара. Р’Аатим — это клан или семья… пожалуй, семья подойдёт лучше. Когда-то они были частью Дома Мора, но слились с Домом Хлаалу. Дома Мора больше нет.

Великий вулкан, Красная гора, поражает меня. Кто-нибудь забирался на самую вершину горы, чтобы узнать, что там находится?

Дориса:
Конечно, но туда более не ходит никто, за исключением Ординаторов. Призрачный Предел охраняет нас и держит глупцов на безопасном расстоянии.

Этот Призрачный Предел, как именно он работает? Если кто-то пытается забраться на Красную Гору, он [Предел] создаёт магическую стену на его пути или что-то ещё?

Дориса:
Трибунал создал Призрачный Предел, чтобы защитить нас. Жрецы могут знать, как он работает. Я выросла в месте, которое вы зовёте Блэклайтом и переехала в Балмору — место, прозванное такими, как вы, Каменным Лесом, — чтобы открыть свой собственный магазин. Я никогда не видела Призрачный Предел.

В городе Вивеке я видел странный объект — гигантское круглое здание, парящее в небе, словно оно не имеет веса. Что это, и как оно оказалось там?

Дориса:
Министерство Правды? И снова, я ведь не жрец… Я помню только часть истории. Я думаю, Даэдра — Шеогорат или Мехрун Дагон, наверное — бросил скалу в город, и Вивек остановил её, оставив там, где вы её и видели.

Потрясающе. Никогда ранее я не наблюдал Бога, который непосредственно вмешался в наш мир. Вивек появлялся в материальной своей форме? И он до сих пор в ней?

Дориса:
[смеётся] Вы уверены, что не хотите поговорить об этом со жрецом? Никогда не видела Вивека, но я чувствую его присутствие. Я знаю, что он любит свой народ и оберегает его. Он не какая-нибудь далёкая от реальности идея, как безразличные к своей пастве имперские боги, но существо из плоти и крови.

Думаю, нужно быть очень важной персоной, чтобы увидеть Вивека. У кого есть такая привилегия?

Дориса:
Это не привилегия… Вивек заботится о своих жрецах так же, как и о нищих. Очевидно, что жрецы, Ординаторы и Призрачные Стражи видят его чаще, нежели остальные, но он не остаётся в стороне от других. Вивек очень заботится о своём народе. Многие имперцы приезжают сюда, чтобы увидеть Вивека, но он не циркач или какой-нибудь фигляр.

У вас есть книги о древних временах, когда ещё не было Трибунала, когда данмеры выглядели по-другому?

Дориса:
Если бы я не знала, что вы чужеземец… вы НЕ должны больше говорить об этом.

Я знаю, что вы кто-то типа эксперта по двемерам…

Дориса:
Вряд ли! У меня есть несколько двемерских книг, но это всё.

Что, как вы думаете, случилось с двемерами?

Дориса:
Они исчезли. Я слышала много историй, но всё, что я знаю, это то, что они пропали. Кое-какие их паровые машины ещё работают, но никто не знает, для чего они предназначались. Мой друг, Синелиус Кадиусус, позволил мне посетить раскопки Нчуфлерта под его началом. Даже несмотря на то что руины были давным-давно обысканы, всё выглядело так, будто двемеры просто перекусывали или работали над своими машинами где-то ещё. Инструменты, лежащие на земле рядом с машинами, тарелки и кубки на столах. Мне это не понравилось… было чувство, будто они ещё там. Я поняла, что мне нужно быть рядом с книгами. Работа в поле не для меня.

Недавно я видел странную ситуацию на улице. Торговец и его огромные слуги избивали хаджита, пойманного на воровстве. Неожиданно, рядом с ними возник Тёмный Эльф из Хлаалу, бросивший им пару слов, и они оставили вора в покое, позволив тому уйти.

Джобаша:
Некоторые Хлаалу почти понимают хаджитов. Некоторые Хлаалу… Джобаша не может сказать.

Кодус:
Это был страж Хлаалу? Нет? Ну, я подумал, что хаджит дал ему мзду. Хлаалу не интересен закон, покуда у вас есть дрейки. А возможно, Хаджит был рабом, а Хлаалу был его владельцем. Они как вы знаете, до сих пор держат тут в Морроувинде невольников.

Дориса:
Понятия не имею. Если бы я знала, кто в этом участвовал, или видела всё своими словами, то могла бы объяснить, что произошло.

Мастер Джобаша, объясните нашим читателям, как попасть в ваш магазин?

Джобаша:
Редкие книги Джобаши находятся в Нижнем поясе Запад-Два в Квартале Чужеземцев, это место иногда называют Торговым Кантоном. Если идти с юга, направляйтесь в самый северный округ, спускайтесь в каналы и проходите через южную дверь. Пересеките холл и сверните налево, но не спускайтесь по лестнице. Редкие книги Джобаши — налево за дверью. Дверь справа приведет вас в магазин алхимика Андило, если Джобаша не ошибается.

Большое спасибо вам, Джобаша, Кодус и Дориса!

  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях