О терминологии защитного и наступательного вооружения в играх серии TES, приложение I

О терминологии защитного и наступательного вооружения в играх серии TES, приложение I

О терминологии защитного и наступательного вооружения в играх серии TES, приложение I

Приложение I: одежда. Попытка исторического анализа игровой терминологии предметов одежды.

Составляя таблицу, иллюстрирующую эволюцию защитной экипировки в играх серии, мы попутно составили аналогичные таблицы относительно одежды и украшений. Разумеется, данные таблицы и приложенные списки тоже относятся в первую очередь к области сугубо игровой терминологии. С точки зрения лора, термины, использующиеся разработчиками, могут разве что приблизительно указывать на отдельные имеющиеся в провинциях Тамриэля предметы моды в соответствующий период времени. Кроме того, многие данные термины являются сугубо обобщающими, и под каким-то таким определенным термином могут скрываться различные разновидности одежды; и, напротив, даже какой-то довольно специфический термин в игровых реалиях может использоваться, опять-таки, как термин общий.

Таблица первая: украшения

Аксессуары и ювелирные украшения
ArenaDaggerfallBattlespireMorrowindOblivionSkyrimOnline
AmuletAmulet, TorcAmulet, CharmAmulet, NecklaceAmulet, NecklaceAmulet
TorcAmulet, Torc
RingRingRingRingRingRing
RingRingRingRing
BeltBelt
BraceletsBraceletArm Bands
Bracelet
BracersBracer
Bracer
MarkMark
Mark
CrystalCrystal
Crystal

Курсивом в таблице выделены предметы, не отображающиеся на 3D-модели игрока и\или на портрете игрока в инвентаре.

Таблица вторая: одежда

Предметы одежды
DaggerfallBattlespireMorrowindOblivionSkyrimOnline
HoodHood, etc.CircletHooded robesDisguise
Shirt, Dress, Robes, etc.Shirt, Blouse, TunicRobeShirt, etc.Robe, Outfit, WadersRobe, Finery, RegaliaClothes, RobesShirt, Dress, Tunic
Shirt
Pants, Skirt, Suit, etc.Pants, Skirt, ThongsSkirtPants, etc.Trousers
Pants
Shoes, Boots, etc.ShoesShoes, etc.Shoes, BootsBoots, Sandals
Left GloveGlovesGloves, Gauntlets
Right Glove
Casual CloakCape
Formal Cloak

Здесь курсивом выделены предметы одежды, которые нельзя было надеть вместе с доспехами для соответствующей части тела (например, в TES III: Morrowind можно было надеть рубашку и кирасу одновременно, а в TES IV: Oblivion — нет).

TES: Arena

В первой игре серии выбор одежды отсутствовал. Комплект одежды, который отображался на портрете игрока, когда тот не был облачен в доспехи, зависел от класса, и поменять его было невозможно. Воинские и воровские классы носили простую свободную рубаху (серо-коричневую для мужских персонажей, и белую для женских); маги же носили богато расшитую зеленую тунику.

В игре было восемь слотов под украшения:

  • Amulet (амулет)
  • Torc (торквес, то есть гривна, разновидность ожерелья в виде обруча; в неофициальной локализации так и назывался — обруч)
  • Mark (марка, метка, знак, символ, в неофициальной локализации — талисман. В игре метки выглядели как прямоугольный предмет — возможно лоскут ткани или дощечка? — на которой, вероятно, имелся какой-то определенный знак — к сожалению, возможности графики не позволяют рассмотреть этот предмет подробнее)
  • Crystal (кристалл — просто драгоценный камень, несущий зачарование)
  • Bracelets (браслеты)
  • Bracers (наручи)
  • Belt (пояс)
  • Ring (кольцо)

Как и полагается украшениям в TES, их основной задачей было ношение зачарований. При этом амулеты, пояса, браслеты и торквесы имели пассивную функцию (то есть «постоянный эффект» в терминах зачарования последующих игр), то есть несли зачарования, увеличивающие характеристики игрока (а в случае отсутствия зачарования они просто улучшали рейтинг брони персонажа). Метки, кристаллы, наручи и кольца имели «активное» зачарование (то есть «при использовании» в терминах, опять-таки, последующих игр), предоставляя игроку доступ к определенному заклинанию.

TES II: Daggerfall

В TES II: Daggerfall появился выбор одежды. Одежда была для верха и для низа; для верхней части тела были рубашки, мантии, платья, для нижней — штаны, юбки и тому подобное. То есть возможно было носить, скажем, рубашку и штаны, или мантию и юбку, но нельзя было одень рубашку и мантию, или штаны с юбкой одновременно. Кроме того, имелось несколько видов обуви, которую нельзя было носить совместно с доспешной защитой ног, а также два вида накидок (в неофициальной локализации — плащи), которые можно было носить одновременно: Casual Cloak и Formal Cloak. Первые представляли собой плащ с капюшоном, вторые — несколько меньшую накидку, отороченную мехом. Видимо, подразумевалось, что первые будут являться верхней накидкой, а вторые будут носиться под ней; однако, последовательность соблюдалась не всегда, и иногда можно было надеть два одинаковых плаща. Накидки покрывали все прочие предметы одежды; некоторые виды одежды для верхней части тела, например, мантии, носились поверх доспехов, хотя большая часть надевалась под кирасу и наплечники. Наконец, юбки и повязки отображались поверх поножей, тогда как штаны и комбинезоны — пониз.

Основные категории одежды для верхней части тела в TES II: Daggerfall были следующие:

  • Armbands (браслеты — пара браслетов, носимых выше локтя и, в некоторых вариантах, еще и дополнительная пара на запястьях. В отличие от браслетов и наручей, считавшихся украшениями, эти, как предмет одежды, отображался на персонаже. В локализации они несколько неверно были названы «повязками», потому что словом «Armband» в английском называют также нарукавные повязки)
  • Blouse (блуза)
  • Brassiere (бюстгальтер)
  • Dress (простое платье)
  • Eodoricэдорик» в неофициальной локализации. По сути, это просто комплект из своеобразного оплечья наподобие древнеегипетского воротника-ожерелья, называющиеся ускх, и высокого пояса с передником — который тоже можно сравнить с древнеегипетской же повязкой схенти; у мужчин комплект дополнялся еще браслетами, а у женщин — бюстгальтером или накидкой наподобие древнегреческого хитона)
  • Gown (длинное, пышное платье)
  • Kimono (кимоно. Кимоно, как известно, это японский национальный костюм, хотя до распространения в Японии костюма европейского образца, эти словом называли одежду вообще. Тем не менее, в игре так называется что-то вроде просто грубой рубахи, перепоясанной ремнем)
  • Robes (традиционно в TES — мантия; о «мантиях» подробнее см. первую часть статьи. В неофициальной локализации использовалось слово «одеяние»)
  • Sash (перевязь. В неофициальной локализации она называется поясом, но это именно перевязь, оборачиваемая не только вокруг талии, но и через плечо)
  • Shirt (рубашка)
  • Straps (ременная перевязь; в неофициальной локализации — просто ремешки)
  • Surcoat (сюрко — средневековая европейская одежда. Самые узнаваемые сюрко — это плащи-накидки, что носились рыцарями поверх доспехов. Кроме них, этим словом называлась подобная гражданская одежда, а так же разновидность женского платья с боковыми разрезами. В игре, однако, словом «сюрко» называется просто разновидность короткой рубашки. Как и «мантии», в неофициальной локализации этот предмет одежды назвали «одеянием»).
  • Toga (тога — античная греко-римская одежда)
  • Tunic (туника, хотя на самом деле этим словом в игре называются не только туники, но и различные разновидности коротких и широких рубашек)
  • Vest (жилет)

Основные категории одежды для нижней части тела в TES II: Daggerfall были следующие:

  • Breeches (бриджи, короткие штаны)
  • Loincloth (набедренная повязка)
  • Pants (штаны)
  • Skirt (юбка)
  • Suit (облегающий комбинезон — этот вид одежды, хотя и занимал слот нижней части тела, облегал все туловище, а рубашки, доспехи и все прочее носилось поверх него. В неофициальной локализации использовано слово «костюм», но слово «Suit» в английском означает другой вид костюма — современный деловой)
  • Tights (в зависимости от дизайна, это либо трико или лосины — тонкие обтягивающие штаны — либо колготки)
  • Wrap (повязка, или простая юбка в виде отреза ткани, обернутого вокруг бедер. В неофициальной локализации «накидка», что, в данном случае, контекстно некорректно)

Основные категории обуви в TES II: Daggerfall были следующие:

  • Boots (ботинки)
  • Sandals (сандалии)
  • Shoes (туфли)
  • Tall Boots (сапоги)

У многих из перечисленных категорий были свои разновидности, то есть были короткие и длинные рубашки, короткие и длинные юбки, и так далее.

Типы украшений в TES II: Daggerfall напоминали таковые в TES: Arena, за тем различием, что не было поясов, а амулеты и торквесы были объединены в один тип.

  • Amulet\Torc (амулет\торквес)
  • Mark (см. выше. В неофициальной локализации этот предмет был назван «значок»)
  • Crystal (кристалл)
  • Bracelets (браслеты)
  • Bracers (наручи, или в неофициальной локализации — «нарукавники»)
  • Ring (кольцо)

Но большее различие, однако, состояло в том, что можно было носить не по одному, а по два украшения каждого типа. Таким образом, было целых двенадцать слотов под одни только украшения, не считая одежды и доспехов.

AES Legend: Battlespire

В AES Legend: Battlespire, опять-таки, основными слотами были верх тела и низ тела. Верх был представлен рубахамиShirt»), туникамиTunic») и блузамиBlouse»), тогда как низ — штанамиPants»), юбкамиSkirt»), и, кгхм, трусами Thongs»). При этом специфика одежды зависела от пола персонажа, и блузы, юбки и трусы были доступны только женщинам, а остальные предметы одежды — персонажам любого пола.

Так же имелись накидкиCape»). Украшения были представлены браслетамиArm Bands «) — они носились на запястьях либо выше локтя. Сигильские амулетыSigil Amulet«), имевшие форму букв даэдрического алфавита, были не украшениями либо же вообще предметами одежды, а своеобразными ключами, позволяющими преодолевать магические барьеры; они были не экипируемы, и упоминаются только в целях завершенности. С той же целью можно упомянуть сандалии: технически они считались доспехами, хотя, в отличие от латных «сапог», выглядели скорее как предмет одежды.

TES III: Morrowind

Рубашки Shirt»), мантии Robe»), штаныPants») и юбкиSkirt») в TES III: Morrowind стали отдельными, независимыми друг ото друга предметами одежды. Носить можно было все вместе, в любой комбинации и последовательности. Мантии закрывали все остальные предметы одежды и доспехов; юбки перекрывали штаны и ножные латы. Как и в TES II: Daggerfall, имелась обычная, недоспешная обувь, которую нельзя было навевать одновременно с доспехами. Появились обычные, незащитные перчатки, которые тоже нельзя была носить вместе с латными перчатками или наручами. Число украшений, однако, сократилось до двух колецRing»), поясаBelt») и амулетаAmulet»; ряд зачарованных амулетов имел стандартное наименование талисман — «Charm»).

В отличие от других игр, вся базовая одежда в TES III: Morrowind называлась одинаково, хотя внешне была весьма разнообразна; за некоторыми уникальными исключениями дифференциация одежды производилась только по качеству.

Были следующие градации качества:

  • Common (обычное)
  • Expensive (дорогое)
  • Extravagant (вычурное)
  • Exquisite (изящное)
  • Наши локализаторы, однако, внесли небольшое разнообразие, дав некоторым изящным вещам отличающиеся названия.

    • Exquisite Shoes — изящные туфли (все другие туфли были некорректно названы ботинками, см. об этом в первой части статьи).
    • Exquisite Pants — изящные панталоны
    • Exquisite Shirt — изящная сорочка
    • Exquisite Belt — изящный ремень

TES Travels

В TES Travels: Dawnstar и TES Travels: Stormhold одежда как класс экипировки отсутствовала в принципе. В TES Travels: Shadowkey из всех предметов одежды и украшений имелся только один слот под кольца; этот же слот использовался и для некоторых других предметов — например, для отмычек.

TES IV: Oblivion

В TES IV: Oblivion система разделения одежды напоминала, на первый взгляд, систему из TES III: Morrowind, однако имела несколько существенных отличий.

Самое главное из них — одежда теперь целиком стала несовместимой с доспехами. Можно было носить либо мантию, либо штаны с рубашкой, либо же доспех; можно было носить, например, кирасу и штаны или поножи и рубашку, но более никак одежду и доспехи комбинировать было нельзя.

Юбки и штаны стали одним и тем же предметом одежды, просто по-разному отображавшимся на персонажах разного пола: на мужском как штаны, а на женском — как юбка. Вероятно, именно этим обусловлены такие обобщенные названия, как Silks или Garment. Некоторые предметы одежды, однако, отображались как штаны и на мужском, и на женском персонаже; такие предметы обычно называются просто «Pants».

Мантии в TES IV: Oblivion внешне подобны прочим мантиям в играх серии; «Outfit» («Наряд» в локализованной версии игры) внешне представлял собой полный костюм, с верхом и низом. Технически мантии и наряды носились одинаково, занимая слоты как верхней, так и верхней и нижней части тела, и не позволяя надевать вместе с ними ни рубашку либо штаны, ни кирасу либо поножи. Некоторые мантии, а так же костюмы в TES IV: Shivering Islands, занимали к тому же еще и слоты обуви и перчаток, что делало невозможным ношение с ними туфель, доспешных сапог или латных перчаток. Были и такие отдельные предметы одежды, что могли, например, закрывать только слот сапог или перчаток в дополнение ко слотам туловища.

Появились такие предметы одежды, как отдельные капюшоны. Они обычно соответствовали определенной мантии, но экипировались и носились отдельно; их, само собой, нельзя было носить вместе со шлемом.

Экипированные амулеты (для незачарованных амулетов в игре также используется термин «ожерелье» — «Necklace») и кольца стали отображаться на модели игрока; однако из украшений пропали пояса.

Перчатки или браслеты, не являющиеся доспехами, в игре отсутствовали, за одним единственным исключением: это кандалы (или, как они названы в локализации, наручники), в которых приходилось начинать игру.

Основные категории одежды для верхней части тела в TES IV: Oblivion были следующие:

  • Apron (фартук — специфическая одежда кузнецов)
  • Blouse (блуза)
  • Doublet (дублет — позднесредневековая европейская одежда; дублет происходит от набивных поддоспешников, отсюда и его название, указывающее на двойной слой ткани. В локализации он назывался камзол; на самом деле, собственно камзол как таковой как раз пришел на смену дублету, появившись, когда тот уже вышел из моды. Однако во многих словарях дублет определяется именно как «разновидность камзола»)
  • Shirt (рубашка)
  • Tunic (туника — скорее всего подразумевается средневековая европейская туника, а не более ранняя греко-римская античная)
  • Vest (разнообразные жилеты и безрукавки; обычно в комплекте с рубашкой, но иногда и на голое тело. В локализации они тоже называются камзолами)

Основные категории одежды для нижней части тела в TES IV: Oblivion были следующие:

  • Braies (брэ — разновидность европейских коротких штанов, к позднему средневековью превратившихся в вид нижнего белья; очевидно, имеется более ранний вариант. В локализации названы просто штанами)
  • Breeches (бриджи)
  • Britches (бриджи, другой вариант написания. В локализации, однако, тоже названы «штаны»)
  • Garment (это слово означает просто «одежда», или, в единственном числе, скорее «предмет одежды«)
  • Linens (слово «Linen» значит «лен», или «белье или одежда из льна». В локализации — просто «одежда»)
  • Pants (штаны)
  • Silks (Слово «Silk» означает шёлковую ткань, а во множественно числе — «шелка́», «одежды из шёлка», или, неформально, «одежда» вообще, особенно богатая, качественная. В локализации, однако, — тоже просто «штаны».)

Основные категории верхней одежды в TES IV: Oblivion:

  • Finery (в локализации — «пышный наряд». Это слово не обозначает какой-то определенный вид одежды, а является обобщающим определением)
  • Outfit (это слово означает вообще какую-либо одежду, наряд)
  • Regalia (регалии, то есть формальные, церемониальные одежды, указывающие на статус носящего их. Так как дословно это определение подходит только к костюму Шеогората, в локализации были названы просто «роскошный наряд«)
  • Robe (мантия; о мантиях подробнее см. первую часть статьи)
  • Waders (бахилы или болотные сапоги; более обобщенно — водонепроницаемая одежда, позволяющая стоять в воде, не промокая. Специфическая одежда рыбаков; в локализации так и называлась — «одежда рыбака«).

Основные категории обуви в TES IV: Oblivion:

  • Clogs (деревянные башмаки. В локализации используется французское название подобной обуви — сабо)
  • Moccasin (мокасины)
  • Sandals (сандалии)
  • Shoes (туфли)

TES V: Skyrim

В TES V: Skyrim произошло окончательное объединение всех предметов одежды в один. Это не так сильно сказалось на внешнем разнообразии, но снизило выбор игрока до трех возможных вариантов: он может надеть либо мантию, либо одежду — что, с технической точки зрения, на самом деле одно и то же; либо же броню. Некоторые мантии теперь имеют так же и капюшон, то есть с ними нельзя надеть шлем; есть, однако, и отдельные капюшоны, а так же прочие разнообразные недоспешные головные уборы (ранее, помимо капюшонов из TES IV: Oblivion, в играх серии на голове можно было носить только шлемы). Несколько особняком стоят обручиCirclet») — новый предмет в серии; они, скорее, относятся к украшениям, но как правило, с ними нельзя также надеть какой-либо иной головной убор (хотя есть несколько редких исключений), что технически сближает их с одеждой.

Перчатки присутствуют в игре, но, как и их защитный вариант, они более не разделяются на левую и правую; по-прежнему есть обычная обувь. Кольца и амулеты (обычные украшения, не имеющие зачарования, теперь всегда называются ожерельем — «Necklace»), как и в TES IV: Oblivion, отображаются на модели персонажа, но кольцо теперь носить можно только одно.

Основные категории одежды в TES V: Skyrim:

  • Apron (фартук — специфическая одежда кузнецов)
  • Cloak (плащ)
  • Clothes (одежда)
  • Dress (в локализации наряд — этот термин применяется только к одному особому свадебному платью)
  • Garb (одежда; используется в игре применительно только к нарядам хаммерфельцев)
  • Outfit (наряд; используется применительно к данмерским одеждам в TES V: Dragonborn)
  • Robes (см. часть первую, про мантии. В локализации в большинстве случаев этот термин переводится как «одеяние»; однако для некоторых предметов используются другие термины: мантия, ряса, и балахон)
  • Trousers (в отличие от всех прочих комплектов одежды, это действительно просто отдельные штаны, подобно штанам из предыдущих частей; однако, комбинировать их с какими-либо прочими предметами одежды невозможно)
  • Tunic (туника, хотя в локализации — просто «одежда»; опять-таки, тут скорее будет подразумеваться германо-кельтская или средневековая европейская туника, нежели античная. Впрочем, туниками тут называются и обычные рубахи или платья; а среди предметов, которые называются просто «Clothes», встречаются и туники)

Основные категории обуви в TES V: Skyrim:

  • Boots (в локализации в основном сапоги, хотя некоторые отдельные экземпляры называются ботинки)
  • Footwraps (ножные обмотки)
  • Sandals (сандалии — встречаются только как часть свадебного наряда)
  • Shoes (туфли, хотя в локализации называются ботинками. Подробнее см. часть первую, о доспешной обуви)

Основные категории головных уборов в TES V: Skyrim:

  • Hood (капюшон)
  • Hat (несколько разновидностей шапок и колпаков; в локализации они обобщенно называются просто головным убором)
  • Cowl (капюшон)
  • Cap (шапка, хотя сам экземпляр, названный этим словом скорее можно назвать колпаком)
  • Wreath (венок, или, как в локализации, венец — последнее уместно, потому что это тоже еще одна часть свадебного наряда)

Elder Scrolls Online

Категория одежды в Elder Scrolls Online изначально существовала, но была недоступна игрокам — для них роль одежды должна была занимать легкая броня, а недоспешная одежда использовалась для визуального разнообразия неигровых персонажей. Позже, однако, у игроков появилась возможность найти одежду, украсть ее, или забрать ее с трупа NPC; однако пока еще простая одежда по-прежнему недоступна для покупки или для самостоятельного создания. Как обычно, базово одежда разделяется на верх, низ, обувь (имеются сапоги — Boots — и сандалии — Sandals) и перчатки (Gloves и Gauntlets).

В номенклатуре простой одежды в Elder Scrolls Online имеется тенденция полностью указывать в названии, что составляет тот или иной предмет одежды, что ранее в играх серии если и встречалась, то скорее в порядке исключения. То есть, имеются такие наименования, как Corseted Shirt (рубашка с корсетом), Vested Shirt and Cuffs (рубашка с жилетом и нарукавники), или Aproned Kilt and Trousers (килт с передником и брюки).

В Elder Scrolls Online имеется три слота под украшения: амулет и два кольца. Украшения не отображаются на модели персонажа. Пояса, которые были в числе украшений в TES: Arena и в TES III: Morrowind, имеются и в Elder Scrolls Online, но уже как компонент доспешного облачения; они указаны лишь для полноты. С той же целью можно упомянуть шляпы — в Elder Scrolls Online это разновидность шлемов для легких доспехов, хотя фактически некоторые из них являются простыми капюшонами или легкими головными уборами.

Специфическим предметом в Elder Scrolls Online является маскировка (Disguise). Это специальная вещь, которая полностью изменяет вид экипировки игрока (некоторые маскировки изменяют и внешний вид самого персонажа), не затрагивая характеристики и не влияя сами экипированные на нем вещи (то есть, экипировав, например, маскировку под имперского легионера, игрок будет выглядеть так, словно он носит комплект имперских доспехов, однако его «настоящие» доспехи не снимутся, и будут учитываться именно их характеристики). Маскировки занимают особый слот в инвентаре, и предназначены для определенных квестов.

По схожему с маскировками принципу работают костюмы (Costume), которые не вполне являются одеждой в привычном игромеханическом понимании. Изначально костюмы занимали общий с маскировками слот, однако позднее были вынесены в специальное меню. Костюмы не оказывают влияния на игровой процесс, и играют сугубо косметическую роль в области общения с другими игроками. Костюмы могут быть не только комплектами одежды, но и доспешными гарнитурами (опять-таки сугубо декоративным с игромеханической точки зрения). Номенклатура костюмов достаточно свободна. Некоторые из них называются даже сугубо по роли, которую дожжен символизировать надевший их персонаж — например, «гладиатор» или «варвар».

Из костюмов в свое время были выделены отдельные шляпы (Hat). Эти шляпы следует отличать от одноименных шляп, являющихся легкими доспехами. Косметические шляпы, как несложно догадаться, заменяют внешне не всю экипировку игрока, а только шлем, если таковой имеется. Если на игроке надет какой-либо костюм, имеющий в своем комплекте головной убор, шляпа заменит и его. «Шляпа» тут — общий термин; помимо настоящих шляп, в этой категории широко представлены разнообразные капюшоны, маски и шлемы.

Комплекты одежды для верхней части тела в Elder Scrolls Online имеют следующие основные элементы:

  • Apron (передник)
  • Shirt (рубашка)
  • Blouse (блуза)
  • Dress (платье)
  • Corset (корсет)
  • Top (топ)
  • Tunic (туника)
  • Vest (жилет)
  • Cuffs (наручи, нарукавники)

Комплекты одежды для нижней части тела в Elder Scrolls Online имеют следующие основные элементы:

  • Apron (передник, фартук)
  • Kilt (килт)
  • Trousers (штаны, брюки)
  • Tails (фалды, полы — как правило, они не являются самостоятельной частью одежды, а, скорее, нижней половиной длиннополого одеяния. В игре этот элемент является на самом деле чем-то вроде верхней юбки)

  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях